В подборке документов, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации, представлены разные мнения современников и сослуживйев о Я.А.Слащове-Крымском. Некоторые из них, а именно близко знавших его сослуживцев, обобщены в очерке «Генерал Слащов-Крымский», принадлежащем перу генерала Петра Ивановича Аверьянова.
Полковник, а потом и генерал Слащов после развала императорской армии и в эпоху гражданской войны никогда не носил военной формы с погонами. Он считал, что Добровольческая армия вообще не должна носить старой русской военной формы, особенно же не должна носить прежних императорских погон, о чем и доложил при первом же своем свидании с генералом Деникиным. На вопрос последнего «почему», Слащов ответил: «Добрармия живет грабежом, не следует позорить наши старые погоны грабежами и насилиями».
...
Вместо царской военной формы Слащов носил опушенный мехом белый доломан или казакин без погон и без отличий, накинутый на плечи красный башлык и папаху, а вместо шашки имел всегда в руках толстую сучковатую дубинку. Не менял он этой формы и не надевал погон иногда даже и в официальных случаях....Производство в чины и награждение орденами за гражданскую войну Слащов считал лишними, ненужными, даже вредными, создающими «вундеркиндов», развращающими Добрармию и понижающими значение и чина, и награды. Но установление знака в память того или иного периода борьбы, ознаменованной самопожертвованием и героическими подвигами и трудами войск, знака, выдаваемого при этом всем действительным участникам борьбы в этот период, Слащов признавал очень полезным для воспитания войск, поддержания в них духа и создания традиций......Крестьянское население очень любило Слащова. Многие крестьяне почему-то были глубоко убеждены (и их невозможно было разубедить) в том, что Слащов в действительности брат государя, т.е. великий князь Михаил Александрович...![]()