Три проблемы
Три ключевых проблемы российского школьного образования. Которые я, будучи доцентом-совместителем Института повышения квалификации работников образования, разбираю на лекциях с учителями. И получаю реакции и эффекты, по мощи и интересности обходящие любую "фокус-группу". Все проблемы - нерешаемые. Решить их нельзя, но надо/можно как-то нейтрализовывать.
1. Бесплатность общего образования (гарантированная Конституцией). Общее образование воспринимается в обществе как услуга, оказание которой является конституционной обязанностью государства. Это все наша незыблемая ценность, на которую не покусится ни один политик. Замечу, что это воспринимается не как "завоеванная ценность" (это еще куда бы ни шло), а именно как право на халяву.
Но фундаментальное устройство человеческой природы такого (претензии к Создателю), что серьезно и с конструктивной инициативностью человек относится только к тому, за что платит деньги, что не достается ему на халяву. Потому и известное отношение общества, родителей и детей к образованию.
Пресловутые "школьные поборы с родителей" (которые не материт только ленивый) - это очень полезная штука. Ибо они заставляют родителей всерьез интересоваться тем, что происходит с их чадами в школе. Сдали 2 000 рублей на охрану и смотрят: работает охрана или нет? И скандал устроят, если у ребенка в школе деньги отберут. Откуда такая инициативность? Гражданская сознательность? Да не фига. Спасибо 2 000 рублям. То же самое касается ремонтов, оборудования и всего такого.
2. Культ оценки.
Хорошая оценка это хорошо, а плохая это плохо. Образование оценивается по оценкам в классном журнале (дневнике) и в аттестате.
А главное не это. Главное это адекватность (самоадекватность) и ощущение справедливого оценивания собственных знаний и достижений. А самое главное это найти себя, свое место, свое дело. И оценка в этом - не самое главное. Адекватный троечник во сто крат счастливее и общественно-полезнее, чем отличник с завышенной самооценкой и хорошист с обидой за то, что его недооценили. Пресловутая социальная успешность троечников во многом строится на экзистенциальной силе адекватной самооценки, которая может у них формироваться в процессе их "троечного" бытования в школе.
Школа нуждается в реабилитации тройки. Но скорее всего никогда на это не решится.
3. Образование как механизм классообразования.
Оно стало таким. Язык, заботливо намекавший на то, что не случайно, что в словосочетаниях "социальный класс" и "школьный класс" используется одно и то же слово "класс", раньше только намекал. Теперь все очевидно. Различия социально-классовые воспроизводятся и закрепляются в классах... школьных.
А мечта (правильная мечта), согласно которой образование должно быть очагом высшей справедливости, то есть механизмом, производящим равенство шансов (не результатов!) - остается. И не дает нам спокойно жить.