Ну зачем же такие туманные намеки: "кто-то из власть имущих"... ЗОГ, разумеется. Оно же ЖОП. Именно оно это все и начало - с подачи древлеибипетских жрецофф. Которые хотели, чтобы все только жрали. И методично, прямо с времен фараонов (варианты - Калигулы, базилевсов, инквизиции, австрийского генштаба) насаждали тупость, страх и культ потребления, следы которых мы можем без труда найти в летописях и на раскопках. И то, и другое, разумеется, все эти века подделывалось специально для нас...
Впрочем, я еще помню, как во времена советские были подсунуты "диван и телевизор", а также культ святой совковой троицы: "квартирка, дачка, тачка" и на какие ухищрения люди шли, чтобы получить... варианты - от "ГДРовского" сервиза до машины "Волга" и 3-хкомнатной квартиры поближе к центру города. Я помню книжные полки, заваленные чтивом "про парторгов и председателей колхозов" ("крепенькие 90 тыс." (с) АБС, "Хромая судьба" - всячески рекомендую сие свидетельство о жизни литераторов в эпоху торжества созидания и расцвета фантастики, да-с...), я помню попсу разных ВИА (не говоря уж о "замполитско-политруковской"), массовость (с полным выравниванием индивидуальности и уникальности "в коллективе", который сам определял, кому как стричься и что считать "аморалкой") и прочая, прочая, прочая...
Ну, не подумавши сказал кто-то на одном околокосмическом форуме.Не читал человек фантастику XIX века и даже ранее (в том числе, замечу, научную
- вообще-то сам прием фантастического известен с древности, и совмещать его с научными обоснованиями - на том уровне науки, разумеется - додумались примерно тогда же
), не читал и современную, кроме "глашатаев апокалипсиса и бегства". Хотел бы я знать, например, какой апокалипсис разворачивается у Лукьяненко в "Лабиринте отражений" и "Фальшивых зеркалах" - научных и футурологических дальше некуда...
Вообще-то в самом фэндоме (сообществе любителей фантастики) "смерть НФ" обсуждают примерно с тех времен, как у нее появились конкуренты, и народ от книжек издательства "Молодая гвардия" (ооооо... какой был рассадник чтива, фантастического во всех отношениях...- ашопаделать, если много кого не издавали, кроме высочайше одобренных) и знаменитейшего императива "фантастика должна звать молодежь во ВТУЗы!" (см. письмо в ЦК, после которого "школу Стругацких" и массу КЛФ вокруг нее заметно прищемили...) - отошел к чему-то другому.
Ну, не только во ВТУЗы народу захотелось, шопаделать.И не только в пустыню Гоби на строительство Магистрали и прочий БАМстрой, тамстрой, сямстрой...
Да и творчество (включая, заметим, массовое) стало другим. Школьники нынче не открытки к 9 мая и 7 ноябряс официальных перерисовываютрисуют, а клипы для Ютуба про всякие танчики, эльфов, джедаев...Но в целом - все то же: писатели пишут, поэты поэтичны, художники не только хуи на мостах рисуют, у бардов тоже привычный бардак. Никуда наша творческая интеллигенция не делась, хоть ее нынче и назвали "креативным классом".
Просто сейчас у нас есть возможность потребить (а у них, соответственно, довести до потребителя - то есть до нас) практически ВСЁ творчество, а не только то, что пропустят в печать (на экран, на выставку и т.п.) Главлит и прочие структуры. И из этого ВСЕГО наиболее выделяется и распространяется то, что востребовано массами, что соответствует их ожиданиям... и, следовательно, будет иметь коммерческий успех, потому как 90 тыс. в наше время - просто охренительный тираж для фантастики, с учетом того, что издательство его печатает отнюдь не на государственные деньги, а за те самые рубли, которыми голосует читатель.
Кстати, за НФ очередной волны (какая уж там по счету?) - в том числе.
А что волна эта с другими именами и про другое... дык, простите, а во времена "волны" Азимова, Стругацких и прочая много ли было любителей перечитывать описание полета на Луну у Лукиана Самосатского? И кто вообще помнил имя такого писателя-фантаста?
Новые времена - новая фантастика. Научная - в том числе.![]()