-
Господин Руслан, как вам на посту вице-спикера?
-Еще никак.
-
А в целом - в парламенте?
- Мне приятно, что мы ("Свобода") есть такие, какие мы есть. Мы не стали другими. Никто не имеет крыльев, не имеет нимба над головой. И окрыление от того, что у меня галстук, что я каждый день в костюме, что я сижу, и меня все видят, не произошло.
"Свобода" достойно отстаивает свои убеждения, свои мысли, и доносит их таким способом, который может ломать привычку, которая была в сессионном зале.
За два дня работы нового парламента я увидел, что можно даже маленькой фракцией в 37 человек поломать конструкцию, которая выстраивалась в течение по крайней мере прошлой каденции.
-Но вам приходится ломать эту привычку физической силой...
- К большому сожалению. Но будь-какое закостенение и любая привычка труднее всего ломаются. Любой чиновник не будет двигаться со своего кресла, если ему не будет мозолить в одном месте. Есть две вещи, которых боится любой чиновник - это люди на улице и СМИ.
Это и заноза, которая не дает ему возможностей. "Свобода" показала: мы плакать по кулуарах и рассказывать, что ничего не можем, не будем. Раз мы сюда пришли, значит мы используем все инструменты, которые разрешены действующим законодательством. То есть будем играть на грани фола.
Вы же играете за пределами правил! То есть, не по принципам народовластия. Принцип большинства - это принцип народовластия. Есть принцип меньшинства, когда меньшинство также имеет права. Но вам не интересны принципы демократии, вам интересна сила. Это мы почувствовали на подготовительной группе до первого пленарного заседания, когда определялось местоположение депутатских фракций.
У меня был первый вопрос: назовите, пожалуйста, принцип, по которому это будет делаться. То есть принцип большинства - большая фракция выбирает лучшее место, которое она хочет, и пошло по нисходящей. Принцип меньшинства - даем право самой маленькой фракции, она выбирает себе место. Может, по идеологическому принципу - левая сторона левым партиям, правая сторона правым партиям.
На что нам сказали: "вот Такая раскладка, здесь будут те, здесь те, вы будете там, и еще два варианта. При всех других вариантах "Свобода" там". На что я заметил "Регионам", что этот принцип также имеет право на существование, но он имеет обратную сторону. Потому что, формируя принципы, мы тем самым формируем традицию.
Тогда в следующий раз вы можете быть в меньшинстве. Может такое быть? Вполне. Тогда этот принцип силы будет применен. Поэтому нет проблем - мы принимаем эти правила игры. Игра называется "принцип силы". Мы должны привлечь те инструменты, которые делают невозможным ваше влияние. И действуем по сценарию, который вы назвали - принцип силы.
Мы сказали, что персональное голосование - это наш принципиальный вопрос. Мы сразу сказали: "Мы не претендуем на должности. Но если вы обеспечите основное". Вот некомфортно для Партии регионов. Она не готова к демократической законотворческой деятельности
-
Но в четверг вы их не дожали. Вы дали им избрать спикера, премьера, так и не выбив из системе персонального голосования.
-
Нельзя одним днем поломать все сразу. Конечно, хотелось бы, но все-таки есть хороший прогресс. Даже не позволили тушке (Александру Табалову - УП) проголосовать - он отдал карточку.