- делить владение на административно-территориальные единицы и вместо примитивного сбора дани "с дыма" и т.п. переходить к назначаемым этим единицам обязательным урокам.
Угадайте, кто на Руси до этого впервые додумался?
А ниипет, что крестьянин лично свободен.Урок накладывается на всю общину сразу. Оно, конечно, может и целая деревня сняться с места да попробовать откочевать на волю...
...куда?
Гуглокарт еще не придумали почему-то... да и те уроки, которые географии, в сельских школах не ввели.То есть по таежной зоне в общем-то без проблем - собрал манатки и ушел глухими лесами на восток, рек полно, рыбы да зверья хватает, авось да не пропадешь, если руки да голова на месте... на чем новогородская вольница веками и держалась, откровенно похеривая князей.
![]()
А вот чуток южнее, где землица получше - дык, там уже к ХII веку куды не пойди - везде не князь какой-нибудь, так пан или хан. А то и попросту - на шею аркан...
...и вся свобода. Мужиков на один торг, девок - на другой, стариков со старухами на месте порешат.
Каковым полюдьем ни паны, ни ханы, ни родимые князья отнюдь не брезговали: отбежавший из-под чьей-нибудь княжьей руки - никто. Изгой. Законная добыча - если не может защитить себя и свой род. А защищаться одной деревней от набега, да не обострожившись до состояния "града" - ой, непросто было...
Так что крестьянин, конечно, был вроде бы и вольный, но в то же время - почему-то ежели его брали "от сохи" куда-нибудь (пятерых от сотни, например) - так он и шел, и не сильно рыпался. Хоть на рожон лезть, хоть дороги мостить - шел, милый. Потому как куды ж ты денешься, разве что одного "плохого" князя на другого "хорошего" сменять решишь.
В Юрьев день, к примеру.
А кто сильно рыпается - приходит дружина и учит всю деревню уму-разуму. Можно даже князя убить, ога. А чего он, в самом-то деле, беспредельничает, мы тут вольные!
Ну вот древляне, например, попробовали... общий результат известен?