само собой, но и натуральных боярских детей среди них хватало.
http://www.plam.ru/hist/svjatiteli_i_vlasti/p2.phpСреди митрополичьих бояр старшим был Федор Шолохов. Сохранился родословец Шолоховых-Чертовых, в котором записано, что родоначальник Шолоховых Алексей, введенный дьяк Василия II, был якобы за измену приговорен к смерти, но прощен и передан с вотчиной в службу митрополиту Ионе, просившему о его помиловании. По-видимому, родословец отразил в себе семейные предания, не отличавшиеся точностью. Митрополит Иона возглавлял церковь не при Василии II, а при его сыне Иване III, в конце XV века. Федор же Шолохов был принят на службу в митрополичий дом Митяем — любимцем княза Дмитрия.
вот один из примеров. XIV век, вотчинник князя помещается на службу к митрополиту вместе со своей вотчиной (полученной от князя). его потомки продолжают служить по наследственной линии, но не "автоматично", а заново поступая на службу.
http://www.pravenc.ru/text/153299.html (далее оттуда же).В XIV в., в период борьбы московских князей с тверскими и суздальскими за великое княжение Владимирское, неустойчивая светская власть нуждалась в поддержке митрополитов и потому практически не вмешивалась в процесс формирования митрополичьего двора, состав к-рого был достаточно пестрый. Начиная со времени правления Василия Димитриевича появляются первые примеры назначения вел. князем высших должностных лиц митрополичьего двора. По свидетельству родословцев, Василий Димитриевич «дал в бояре» митр. Киприану племянника свт. Алексия Степана Феофановича, а также др. своего приближенного - Димитрия Афинеевича. Это действие, с одной стороны, являлось знаком милости, с др.- ставило Киприана под контроль доверенных людей вел. князя.
Василий Дмитриевич это который сын Дмитрия Донского. Русь еще состояла из полунезависимых удельных княжеств, князья и митрополиты ездили на утверждение в Орду. митрополит пока еще обладает значительной независимостью -- тем не менее, бояр получает из княжеской номенклатуры. боярами их делает князь, с разрешения (или по прямому указанию) князя они определяются служить митрополиту.
иными словами, альтернативной системы дворянства, "митрополичьей", не существует.
так пожалуй можно вообразить, что у митрополита своя армия была, и он мог на кого хош войной пойти, если вздумается. однако ж, не совсем.
как и другие владельцы вотчин, митрополит должен был предоставлять людей в войска князя. как правило, вотчинники тогда сами своими людьми в походе и командовали. правда, митрополиту это не совсем удобно, и за него это делал назначенный им его воевода.До нач. XV в. Б. и слуги митрополита во главе с митрополичьим воеводой должны были участвовать в военных походах в составе великокняжеского войска. По договору вел. кн. Василия Димитриевича с митр. Киприаном этот порядок был изменен для тех, кто «приказался ново митрополиту». Новоназначенные Б. и дети боярские шли на войну в составе войска вел. князя «под воеводою» вел. князя - «где который живет, ин под тем воеводою и есть».
но уже с XV века московский князь ограничивает эту практику, оставляет под командой митрополичьих воевод только тех людей митрополита, кто давно к нему приписан, а новых уже забирает непосредственно под командование своих военначальников.
естественно, в условиях натурального хозяйства, кормиться можно либо с должностей, либо с земли. второй способ мог устроить любой землевладелец, предоставив другому человеку ограниченное право пользования своей землей и своим имуществом, но не передавая никаких прав владения и распоряжения.В XIV-XVI вв. вознаграждением митрополичьих Б. за службу были кормления на разных должностях. Б. могли назначаться наместниками митрополита в Москве, Владимире и Юрьеве. В одном из актов сер. XV в. боярином назван митрополичий десятильник Юрий конюший. С кон. XV в. за службу при митрополичьем дворе Б. начали получать земли, вначале, по-видимому, в пожизненное владение «из строения», т. е. для привлечения населения и для хозяйственного обустройства. С XVI в. известны поместья митрополичьих Б., в документах 2-й пол. XVI в. упоминаются их «отчины и купли». Неизвестны документы о пожалованиях Патриархами земель своим Б.: по-видимому, в XVII в. Патриаршие Б. получали земельные владения только от царя. В XV в. митрополичьи Б. получали денежные «поминки» - подарки при хиротонии архиереев (ОР ГИМ. Забелин. № 419. Л. 54 об.).
в общем-то и первые княжьи помещики получались на таких условиях. однако, далее в истории трансформации княжеской Руси в царство Московское статус и права "настоящих" помещиков развиваются; монастырские "помещики" при ликвидации церковного землевладения приобретают статус обыкновенных (государственных, как все); а прочие землепользователи "через вторые руки" далее оказываются кем угодно (например, арендаторами), только не помещиками.