а вот это уже извините, смотря что за группа. в банде -- чаще да, в общине -- уже нет. уровень легитимного насилия разный. в социально-изолированной группе, состоящей из молодых самцов, максимальный. в общине, где живут семьями, с женами, детьми и стариками -- намного ниже. там предпочтут сообща навалять "доминанту"-беспредельщику, чтоб не выебывался.
и того, и другого. статус определяет норму. в примитивном обществе у вожака редко бывает абсолютное превосходство, позволяющее ему беспредел. случается иногда, рождаются изредка персонажи аномальной свирепости, все племя на уши ставят. но после их "отбытия" все устаканивается. проверено этнографами.
да, и тут есть свои тонкости. снизу вверх дарение допускается, но не слишком снизу. низкоранговой особи за попытку дарения высшему могут и ноги выдернуть. помните легендарную историю китайской государственной печати?
еще пример, конунг устраивает пир для дружины. вообще, добыча нужна для того, чтобы ее дарить своим людям -- чтобы были своими.
еще любопытный момент, обмен дарами между равными, ритуальное взаимное признание друг друга, имитирующее неравенство. имеет такие отголоски, как обращение "господин", "милостивый государь", обозначение себя как "ваш покорный слуга" и т.д. обеими сторонами переписки.
есть варианты. демонстративный отказ от чего-то своего не всегда является обязательной частью ритуала признания отношений подчинения. но вот принять дар надо в любом случае.
думаю, да.
элементарное действие вооруженной банды, захватившей территорию -- грабеж -- трансформируется в регулярный сбор дани, когда процедура входит в привычку у обеих сторон, перестает восприниматься как экстраординарная, и очищается от прямого насилия. когда данники прекращают сопротивляться, они фактически признают право на сбор дани, это право рождается у них в голове в виде своего рода неформального договора: "мы отдаем некую норму без сопротивления, с нас не берут лишнего и не трогают". (и не забудем внизу, мелким шрифтом -- а если будет наглеть сверх нормы -- договору конец, привет князю Игорю -- легитимность не беспредел).
с этого момента дань становится легитимной, главарь банды-- князем, банда -- дружиной, и вся эта жесть в целом -- потенциальным зародышем будущего правового государства.
но за право заставлять людей вкалывать на барщине при этом еще никто не подписался!
... и делегирует свое право собирать подати своим людям, не выходя за пределы легитимности. то есть, кормиться может своего тиуна поставить, не вызывая возмущений, в тех же пределах. оброк для крестьянина выглядит как та же дань, если не зашкаливает сильно за привычную норму выработки.
а вот прямое принуждение к труду на чужом участке, уже качественный шаг вперед, на халяву не прокатит. чтобы такое новое право люди признали, нужны особые меры.