Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
тезисно, без ссылок пока... у общины уровня неолита (например, у современных "затерянных" племен) понятие собственности как таковой отсутствует, но есть понятие "моя вещь". простые личные вещи, по минимуму, предметы первой необходимости. те же лапти, копье, то-се. этого у него отнимать нельзя. кусаться будет... и товарищи поддержат.
...или отнимут. Не смог отстоять - значит, не твое: доминант взял, теперь его будет.

Можете начать рассматривать прямо с понятий о собственности у животных. Собака отдаст (может быть... ) косточку или мячик хозяину - вожаку - но постороннему иной раз лучше не приближаться к тому месту, где косточка была когда-то прикопана.

В примитивных обществах - часто-густо то же самое. Тут вопрос не столько излишков, сколько именно статуса.

Далеко ушли едва ли
Мы от тех, что попирали
Пяткой ледниковые холмы.
Тот, кто лучший лук носил, -
Всех других поработил,
Точно так же, как сегодня мы.
Тот, кто первый в их роду
Мамонта убил на льду,
Стал хозяином звериных троп.
Он украл чужой челнок,
Он сожрал чужой чеснок,
Умер - и зацапал лучший гроб...
(с) Р.Киплинг, "Общий итог".

В целом же - всячески рекомендую поинтересоваться классической работой насчет происхождения частной собственности через родовую/общинную -

http://www.revolucia.ru/eng_pscg.htm

- и статус в ней - хотя у классика этот вопрос представлен ИМХО несколько однобоко.

Цитата Сообщение от Дохляк Посмотреть сообщение
дар это ритуал, в первую очередь. социальное действие.
Угу. Например, подношение даров "снизу вверх" - тому, кто выше по статусу (вождю, шаману, идолищу поганому...) - признание своего более низкого статуса и просьба сильному "поделиться" своими более высокими возможностями (силой, удачей и т.п.) с подносящим. Своего рода условная попытка поднять свой статус.

Кстати, такого рода "подношения" - для установления каких-либо отношений или в силу уже сложившихся - опять-таки и у животных встречаются. Подношение еды, игрушек и т.п. Никогда кошак удавленную мышу в постель не притаскивал - поделиться?

А вот подношение "сверху вниз" - то же самое, но с точностью до наоборот. Право вожака/доминанта подпускать к добыче/кормушке по собственному выбору. "Вся политика моделируется на загоне с полевыми мышами..." (с)

И некоторые ритуальные подношения устанавливали ну очень сложные статусные отношения. Вроде ритуала признания себя вассалом, когда человек складывает оружие под ноги сеньору (дарит тому символ собственного статуса - то есть отказывается от претензий на самостоятельное доминирование), и потом получает его из рук - доминант разрешил занять место в иерархии.

С земельными наделами, кстати, примерно то же самое - корни этих отношений нужно искать в установлении иерархических отношений через установление доминирования на охотничьем, пастбищном и т.п. участке. Доминант имеет право охотиться/пастись на всех участках стаи, на его собственном - никто не моги... субдоминанты первого порядка - на всех, кроме участка доминанта... и т.д., вплоть до того, что стая в целом - под руководством доминантов - выгоняет чужака (или ставшего для нее чужим по каким-либо причинам) за пределы общего участка.

Ничего не напоминает?

И какое, спрашивается, право есть у вон того большого волка драть загривки другим за то, что они оказались на той территории, на которую он им запретил ходить? Ну, кроме того, что зубы больше и мышцы мощнее... а так - лес-то вроде бы общий!

Ага, и вообще - зайцы в него раньше пришли, волки потом уже за добычей подтянулись...