а где этот "край"? понятие "крайний" не определено, в результате чего определение размывается вплоть до произвольного субъективизма. открывает поле для манипуляций. для пропаганды годится, для исследования явления -- нет.
а бытовой национализм экстремизмом и не является, пока не переходит на антисистемный уровень. к экстремизму его приписывает (или не приписывает) государство, чисто "инструментально", когда считает это нужным для своей текущей политики. ввели статью за анекдоты -- стало экстремизмом, отменили -- перестало, хехе.
еще стоит отметить, что кое-что может быть выгодно правящей политической силе, но разрушительно для системы в целом. причем разрушать существующую систему такая сила может как ненамеренно, так и целенаправленно. просто антисистемщину "сверху" как-то не принято так называть, это ж прерогатива правительства, объявлять что-то экстремизмом по своему усмотрению.
например, политика правительства большевиков в 1917 году была открыто антисистемной (экстремистской), "до основанья, а затем"; политика руководства СССР в конце 80х -- асистемной (пытаясь реформировать, развалили по дури). само по себе реформаторство не антисистемно, зависит от способа перехода.
я так понимаю, скрытая неустойчивость социального равновесия в республиках до поры стабилизировалось влиянием союзного центра, пока он был силен. без союзного центра советская "интернациональная" система в республиках неизбежно должна была быть разрушена, что и произошло.
конечно. ведь стабильность системы в целом и стабильность жизни для отдельных обывателей, это не одно и то же. хотя на длинных интервалах одно с другим связано.
проще отказаться от отождествления насилия с экстремизмом, которое только попусту запутывает. эт насилие далеко не всегда антисистемно.