Это ты расскажи тем, кто хочет больше заводов богу заводов. И ежели, значитца, у нас закрылись предприятия - то это потому, что заводов мало. И ежели рабочие где зарплату не получают - так это потому, что рядом с никому не нужным заводом-гигантом не построили еще менее нужный завод-гигант!![]()
Вон, проектная мощность ВАЗа со всем присным была доведена с 200 млн. до 900 млн. машин в год. Отлично! Вот только строили этот градообразующий гигант в расчете на 250-миллионную страну, в которой было 2 миллиона легковых автомобилей. Всего. И личных, и служебных.
Причем завод был не то чтобы монополист вообще на рынке, но в своей нише разве что с "Москвичами" пересекался - но брал качеством: гайки в тазике смотрелись симпатичнее, чем в ведре.
Стало к нынешним временам - 50 миллионов легковушек на 150 миллионов населения и рынок, широко открытый мировому автопрому. По бывшим союзным республикам ситуёвина примерно такая же, плюс-минус по бедности. Экспортные возможности за пределы б.СССР - не то чтобы равны нулю, но очень уж конкуренты сильны... Общий итог: если завод продаст за год хотя бы половину того, что может выпустить, руководство на Новый год ужрется в хлам на радостях. А ведь гигантские цеха требуют гигантских денег даже просто на поддержание, отопление, освещение...
Давайте построим еще один автозавод-гигант для выпуска легковушек?
Ведь заводы - они ж для того строятся, чтоб рабочему люду было где зарплату получать, енто ж их основной товар и есть. И ежели, значитца, завод большой - то и больше народу зарплату получать... а то что енто ж такое - откроють в 300-тысячном городе заводишко всего-то на 1500 рабочих мест и хвастаюццо!
То, что заводишко по своим возможностям за счет научной организации, широкой автоматизации, всяких там буржуинских производственных линий и т.п. может, скажем, полностью закрыть потребности РЖД в грузовых электровозах (причем самоновейших, со всякими там технологиями!) такого-то класса, то бишь вполне сравним по значению с былыми гигантами вроде Новочеркасского, где во время оно в 10 раз больше людей работало - то ж такэ... Маловато, маловато будет!Рабочему человеку негде зарплату получать - надо на тот же завод нанять три тыщи человек, чтоб работали по пол-смены и получали по пол-зарплаты!
Так ото ж! Эвон, Россия по большинству продуктов питания (и в общем и в целом...) себя полностью обеспечивает и еще экспортирует; в принципе не проблема и то, что экспортирует, пустить на то, чего не хватает - но выгоднее продавать-покупать. Скажем, продавать зерно в Египет, где с пшеницей проблема, и покупать там картошку, которая в тамошних песках два урожая в год дает.
В общем и целом, значитца, обеспечиваем прокорм. И занято в этом деле по стране - менее 5 миллионов человек, ежели верить нашей государственной статистике. Ежели даже считать вместе с лесным хозяйством.
http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Is.../Stg/01-35.doc
Чисто чтоб для сравнения: в области образования у нас трудится, по той же статистике, почти 7 миллионов человек, по здравоохранению и социалке - без малого 6 миллионов... То есть в стране у нас больше хоть учителей, хоть врачей, чем крестьян. Да что там, у нас ежели собрать всех военных, ментов, ФСБшников и прочую безопасность - и то больше получится.И при этом крестьяне, что интересно, всех этих генералов (а также учителей, врачей, рабочих, таксистов, шахтеров, банкиров, торговцев, ученых и чиновников) умудряются прокормить. И себя не забывают.
Заметим при этом, что на селе у нас все еще живет 38 миллионов человек.
Погоды стоят в общем-то предсказанные - развитие производительных сил освобождает человека от необходимости работать сначала на земле, а потом и на заводе. "Вкалывают роботы, счастлив человек" - автоматизированная теплица с сотней человек персонала выдает столько же помидоров, сколько цельный совхоз на 3-5 тыщ жильцов. Причем строительство теплиц (а значит, и проживание персонала) ощутимо тяготеет к городам (основным потребителям).
И в самом-то деле развитая часть человечества (к каковой, как ни странно некоторым, относится и Россия - у нас процессы с населением в целом характерные для Европы, а не для Африки какой - даже по заболеваемости "болезнями цивилизации") сталкивается не с проблемой "куды все это девать" (потреблять, потреблять и еще раз потреблять!.. но мы теперь просто копчушку деревенскую не хОчим, нам хамону заморского подавай!), а с проблемой - чем занять высвобождающиеся с развитием производительных сил трудовые ресурсы.
То есть можно, конечно же, послать строить автобаны, но а) на это нет денег, б) ресурсы не хотят строить автобаны, они хотят сидеть в офисах и в) там же ж тоже механизация и автоматизация труда!И вместо былых героических трамбовщиков бетона на великих стройках, десятками топтавшихся в сапогах по застывающей жиже, нынче ходят 2-3 гастрарбайтера с кЕтайскими виброплитами... а то и вовсе ездит один на специальном типа-тракторе.
Ну почему же - некоторые с еще большим упорством делают вид, что надо просто вернуть всё как было тогда - и сразу все будет прекрасно, как в совхозе возле МКАДа!
Беда только в том, что МКАДа на всех не хватает - и так уже около него живет порядка 10% населения страны...