Каков поп, таков и баланс
Каков поп, таков и баланс
За всеми майданными и антимайданными перипетиями от общественности благополучно скрыли тот факт, что по итогам 2013 года госбюджет Украины недополучил 19,396 млрд. грн. доходов, или 5,2% запланированных в начале года поступлений на сумму 370,561 млрд. грн.
Сплошной минус
Эти цифры фигурировали в законопроекте руководителя подкомитета Верховной Рады по вопросам местных бюджетов Константина Павлова — об уточнении поступлений в госбюджет-2013. На прошлой неделе этот документ был принят ВР и направлен на подпись президенту.
Ужасающие итоги уходящего бюджетного года автор законопроекта пояснил продолжающимся мировым финансовым кризисом, который обернулся экономическим спадом в Украине.
Кризис в мире действительно был, но не для всех. По итогам 10 месяцев Украина оказалась единственным государством в СНГ с падающим ВВП. Все остальные страны в плюсе.
У нас же недопоступление доходов в казну потребовало корректировки показателей дефицита бюджета с 50,585 млрд. грн. до 69,981 млрд. грн.
Таким образом, при утвержденных расходах госбюджета-2013 в размере 419,844 млрд. грн. его дефицит составит ни много ни мало 16,7%.
Напомним, изначально в бюджет закладывался рост ВВП на 3,4%, увеличение индекса потребительских цен (декабрь 2012-го к декабрю 2013-го) на 4,8%, а также рост импорта товаров и услуг на 6,9%. Однако эти прогнозы оказались неверными.
На протяжении года ВВП сокращался на 1,1% — по итогам I кв. и на 1,3% — II и III кв. И лишь в IV кв. падение реального ВВП остановилось. Таким образом, по итогам года мы получим спад ВВП более чем на 1% по сравнению с 2012-м.
По данным Госслужбы статистики, индекс промышленного производства за 10 месяцев уменьшился на 5,2%. Импорт товаров и услуг в январе—сентябре сократился на 8,6%.
Сокращение производства вкупе со снижением импорта и замороженными ценами напрямую отразилось на поступлении в казну налога на добавленную стоимость (НДС). Фактически поступления НДС от экспорта, по итогам 11 месяцев, увеличились на 4,3% вместо 21%, как планировали в ведомстве Юрия Колобова. Утвержденный показатель НДС от импорта оказался на 11% меньше намеченного.
Как значится в законопроекте г-на Павлова, в недополученных бюджетом 19,4 млрд. грн. дохода 9,5 млрд. — это недопоступление НДС от импорта товаров и услуг, а 9,2 млрд. грн. — от спада внутреннего производства.
Больше всего НДС в казну недопоступило от НАК «Нафтогаз України» из-за уменьшения платежей потребителей на внутреннем рынке (вместо 14,9 млрд. грн. в январе—ноябре НАК уплатила 6,7 млрд. грн.) и снижения объема прокачки газа через территорию страны. По информации депутата, вместо контрактных 110 млрд. куб. м ожидается транзит не более 80 млрд. куб. м. А это еще минус 714 млн. грн. от снижения прокачки газа в Европу.
В опубликованной Госстатом сводке о товарной структуре экспорта-импорта товаров за 10 месяцев 2013 г. значится, что и экспорт, и импорт, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился на 9,4%. Украинские предприятия поставили за рубеж продукции на $51,877 млрд., а ввезли на $63,414 млрд. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса при этом составило $11,537 млрд.
В разрезе отраслей произошло падение экспорта черных металлов на 9,2% и изделий из них на 7,2%, железнодорожного транспорта и вагонов — на 38,2%, автомобилей — на 38,6%, летательных аппаратов — на 69,9%, судов — на 35,3%, азотных удобрений — на 29,9%, пластмасс и полимеров — на 26,4%, каучука и резины — на 14,2%.
Сокращение выручки от экспорта этих товаров в некоторой мере нивелировали увеличение поставок железной руды на 12,7% и каменного угля на 13,1%, продуктов неорганической химии — на 10%, бумаги и картона — на 7%, муки и круп — на 37,8%, молочных продуктов и куриных яиц — на 13,8%, масличных культур — на 12,7%, готовых пищевых продуктов — на 3,7% и некоторых других товаров.
Активным в уходящем году был импорт продуктов животного и растительного происхождения, соответственно на 8,1% и 10,2%. Причем рыбы и морепродуктов — более чем на треть, а молочных — почти на 30%. На 26,3% увеличился ввоз овощей, на 11,5% — плодов и орехов, на 17,5% — алкогольных и безалкогольных напитков, некоторых видов тканей, в том числе шерсти и хлопка как сырья для легкой промышленности.
Однако рост негативного платежного баланса сдерживался за счет сокращения импорта природного газа — на 17,7% и угля — на 29,8%. Для этого власти объявили политику энергосбережения и ввели квоты на ввоз коксующегося угля.
За счет введения утилизационного сбора и увеличения импортных пошлин на 9,7% сократился ввоз автомобилей, на 22,5% — мебели, более чем на 70% — железнодорожного транспорта. В 2013 году Украина практически не закупала заграничные суда.
Фабула резкого разворота
На протяжении уходящего года «2000» наблюдали за усилиями чиновников по выводу экономики из кризиса, и за тем, как постепенно таял их энтузиазм в этом нелегком деле.
Год начался беспрецедентным в мировой практике спором с ВТО по поводу увеличения ввозных пошлин по 350 товарным позициям общей стоимостью около $4,6 млрд. Собственно, заявка на пересмотр пошлин была подана осенью 2012 г., но события развивались и в 2013-м.
Украинские чиновники потребовали от ВТО увеличить пошлины на ввоз в страну сельскохозяйственной и некоторых видов бытовой техники, медицинских шприцев, различных видов мяса, овощей и фруктов. И даже успели ввести дополнительные пошлины на легковые автомобили.
Однако члены ВТО негативно отнеслись к предложению Украины. Встречные претензии к ней предъявили Турция и Япония. А Канада из-за этого приостановила переговоры с Украиной о создании зоны свободной торговли. Они пока не завершены, но их перспектива оценивается очень слабо.
Еще в феврале 2013-го Минэкономразвития презентовало программу активизации развития экономики на 2013—2014 гг. В ней ведомство Игоря Прасолова задекларировало сразу шесть ключевых направлений: повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционных условий, поддержка национального товаропроизводителя и замещение импорта, развитие высокотехнологичных секторов экономики, структурные реформы в стратегических секторах, международное сотрудничество и развитие экспортного потенциала.
На бумаге все было очень гладко. Но как выяснили «2000», в программе были собраны все мало-мальски известные и анонсированные ранее промышленные проекты типа строительства сталепрокатного завода в Белой Церкви, развитие авиапроизводства на АНТК «Антонов», выпуск закаленного автостекла на Лисичанском заводе «Красный пролетарий». И даже внесен уже построенный корпорацией «Интерпайп» Виктора Пинчука сталелитейный комплекс в Днепропетровске.
Туда же было включено немало инфраструктурных и энергосберегающих проектов, таких как реконструкция жилых микрорайонов в Тернополе, Черкассах, Бердянске и других городах или Бортнической станции аэрации под Киевом.
«Укрзалізницю» обязали за два года купить в общей сложности около 8 тыс. отечественных вагонов. «Украгролизинг» — в разы увеличить кредитование техники для аграриев и т. д.
Впрочем, большинство задекларированных проектов так и остались нереализованными. Инициировавшие их предприятия не смогли найти денег, а государство не поддержало.
До сих пор не заработал разрекламированный Государственный банк развития с уставным фондом 10 млрд. грн., из которого власти планировали снижать ставки коммерческих кредитов для проектов в высокотехнологичных отраслях. Таких как энергетика, судостроение, авиастроение, ракетно-космическая техника и др.
Из-за внутрипартийных трений «регионалов» в Верховной Раде туго шли антикризисные и стабилизационные законопроекты, например о трансфертном ценообразовании.
Между тем уже в середине года из регионов начали поступать сведения о недофинансировании Госказначейством различных коммунальных платежей. Не оплачивались ремонты бюджетных учреждений, копились долги по зарплате. Отсутствие средств власти компенсировали безудержной PR-активностью, надеясь хоть так привлечь инвестиции.
Практически весь год шли переговоры с МВФ, перспективы которых оценивались очень высоко, а в Кабмине игнорировали тревожную информацию о последствиях подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Однако осенью на чиновников начало нисходить некоторое просветление. Минэкономразвития проанализировало последствия создания ЗСТ с ЕС и предупредило премьера и президента, что лучше этого не делать.
Чем это закончилось, известно. Денег Украине МВФ не дал. Соглашение в Вильнюсе не подписали. Год завершился резким разворотом на 180 градусов к Москве и перезагрузкой, казалось бы, уже совсем испортившихся отношений.
Значит ли это, что те же люди, которые ратовали за европейский выбор, в 2014 году будут тратить взятые у Москвы взаймы деньги? Мы пока не знаем.
Виктор Янукович обещал наказать чиновников, которые подготовили неудачный проект соглашения с Европой и довели экономику до ее нынешнего состояния. Но
никто из чиновников экономического блока не лишился своих кресел.