Хаос: путь к власти
Евгений БУТЕНКО,
Львов
В последнее время украинские СМИ все чаще упоминают о таком явлении в политической жизни общества, как управляемый хаос, применив который, можно добиться изменения режима госуправления.
Теория «управляемого хаоса» в своем первоначальном виде была сформулирована в научной среде, не имевшей никакого касательства к международной политике: в конце 1970-х годов её предложили бельгийские физики И. Пригожин и И. Стенгерс. Они утверждали, что неравновесным физическим процессам и системам свойственна внутренняя нестабильность, поскольку они содержат элементы как упорядоченности, так и разбалансированности (то есть – порядка и хаоса). Сущность управляемого хаоса наиболее точно определил византийский святитель Григорий Богослов Назианзин еще в IV веке: «Единое всегда находится в состоянии бунта против самого себя».
Однако, по словам Пригожина и Стенгерс, хаос является не только разрушительной силой, но и источником формирования нового порядка. Он обладает определенным позитивным потенциалом, и, управляя им, можно добиться предсказуемого совершенствования всей системы в целом.. Этот концептуальный вывод не обошли своим вниманием вашингтонские политтехнологи, разрабатывающие теоретические пути к достижению планетарного доминирования США. Так, в Соединенных Штатах был основан Институт в Санта-Фе, обосновывающий методики практического применения теории управляемого хаоса в различных областях.
В 1992 г. на конференции в Санта-Фе сотрудник Госдепа США С. Манн выступил с докладом «Теория хаоса и стратегическое мышление», в котором теория хаоса была экстраполирована на политическую сферу. Докладчик предложил использовать принципы этой теории для глобального распространения «либерально-демократических ценностей», целью которого должно стать установление мирового господства США без открытого (или ограниченного) применения военной силы.
Манн уточнил, что это должно предполагать некую гуманитарную интервенцию, борьбу за «умы стран и культур, отличных от нашей», то есть западной. Всемирное распространение «ценностей либерализма и демократии» предусматривает внедрение в массовое сознание народов унифицированных идей и преставлений, которые сплошь и рядом вступают в противоречие с национальными духовными традициями, взглядами и социальными установками этих народов.
Целью подобной интервенции является моделирование такой ситуации, когда различные народы будут воспринимать навязанные им чуждые (а то и враждебные) взгляды как полностью соответствующие их чаяньям и интересам. Другими словами, предусматривается целенаправленная хаотизация сознания народов и отдельных людей.
В соответствии с этим С. Манн определяет и средства организации управляемого хаоса. К ним относятся:
1) содействие утверждению либерально-демократических взглядов в обществе, подвергшемся атаке с позиций теории управляемого хаоса;
2) поддержка рыночных реформ;
3) стимулирование возрастающих материальных запросов населения (в первую очередь – его элиты);
4) вытеснение из массового сознания традиционных ценностей и идеалов, не согласующихся с парадигмой мирового господства США.
На основе теории управляемого хаоса был сделан вывод о том, что в любом обществе наличествует протестный потенциал: во всех государствах имеются люди, не довольные политикой легитимной власти. Именно эти люди и являются субъектами хаотизации политического положения в той либо иной стране. Как правило, это те страны, правительства которых отрицают или ставят под сомнение претензии США на мировое доминирование.
Процесс хаотизации политического положения в этих странах начинается с обвинения их правительств в антидемократических действиях, в нарушении прав человека, а то и просто в выдуманных грехах. Носителями демократических начал в этих странах объявляются оппозиционные силы, в том числе — сепаратисты, националисты, политические и религиозные радикалы (так, в Украине защитниками «демократических ценностей» были провозглашены члены профашистской «Свободы», а в Сирии – террористы из числа исламских радикалов).
После информационной подготовки менеджеры управляемого хаоса стимулируют массовые выступления населения («марши недовольных»). Для митингового возбуждения масс используются самые незначительные события, которым придаётся гипертрофированная интерпретация. Так, в Украине поводом для массовых выступлений послужила отсрочка подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Мобилизующие лозунги первоначальных выступлений не имеют никакого отношения к подлинным целям организаторов хаоса. Так, в Украине лозунги «евромайдана» — «Хотим жить в Европе! Даёшь безвизовый режим!» — быстро сменились требованиями отправить в отставку президента и Кабинет Министров.
Американскими политтехнологами были также разработаны тактические принципы организации выступлений по методикам управляемого хаоса.
1. Массовые выступления должны организовываться при помощи новейших технологий – сотовой телефонной связи, Интернета, социальных сетей, а также «мобильных инициативных групп». Они должны носить «экспрессивный и молниеносный характер». Этот принцип четко соблюдался во время организации «евромайданов».
2. Необходимо объединить усилия всех оппозиционных групп, направленные против действующей власти, правящего режима и против его лидера лично. Поэтому на киевском майдане в едином строю выступали все украинские оппозиционеры – от либералов до неонацистов включительно.
3. Для успеха массовых выступлений необходимо наличие агентуры влияния организаторов хаоса во властных силовых структурах и в госаппарате. Своими действиями эта агентура должна обеспечить эффективность выступлений. Так, во время последних событий на киевском «майдане» милиция применила силу для разгона протестантов. С точки зрения интересов власти, это была совершенно бессмысленная и, безусловно, вредоносная акция. Однако именно «управляющие хаосом» были крайне заинтересованы в таком развитии событий. Поэтому не удивительно, что прокуратура так долго не может найти ответственных за силовой разгон «майдана».
4. Для создания массовости протестных выступлений необходимо формировать стихийные «безлидерные» движения, выводить людей на улицы, сосредотачивая их в узловых пунктах городов («майдан» в Киеве, Болотная площадь в Москве, площадь Тахрир в Каире). Уместно напомнить, что в соответствии с принципом «безлидерности» в начале «майданного движения в Украине было выдвинуто требование убрать из протестующих толп флаги оппозиционных партий. Отсутствие лидеров оппозиции (они появятся позже) должно создать иллюзорную видимость стихийности движения – толпе на площади немедленно присваивается статус «всего народа».
Причем площадные сообщества распадаются так же легко, как и создаются: вспомним, как во времена «оранжевого майдана» протестная волна, вынеся на политический берег несколько знаковых фигур, бесследно ушла в небытие. Несомненно, такая же судьба ожидает и недавно созданное объединение «Майдан».
Таким образом, управляемый хаос представляет собой не просто средство психологической войны, а является специфическим видом оружия массового поражения, используемый западным миром в развернувшейся войне за мировое господство. При помощи этого оружия можно добиваться свержения неугодных национальных правительств без применения подразделений морских пехотинцев и бомбардировочной авиации.