По вопросу будущей судьбы Крыма Россия сталкивается с давлением и санкциями не только США, но и Европы, отстаивающих суверенитет и государственные границы Украины. На российской же стороне никто открыто не выступает, большинство потенциальных союзников предпочитает не вмешиваться в геополитическую борьбу. В этом смысле для подкрепления позиции России не хватает веского слова Китая, крупнейшего держателя государственного долга США. Но именно в Крыму партнерство России и Китая заходит в тупик. Виды на полуостров есть у обоих государств.
Пекин с недавнего времени вынашивает идею транспортного коридора между Азией и Европой по образцу Великого Шелкового пути. Называется он «Пояс Шелкового пути» и должен пройти приблизительно по маршруту древней караванной дороги, которая была проложена в стороне от современной России. В Средней Азии китайские дипломаты продвигают проект на закрытых встречах с чиновниками, о которых сообщают СМИ, противопоставляя его преимущества интеграции с Россией. При этом отмечается, что Россия может подключиться к «Шелковому пути», так как под ним не скрывается стремление к региональному господству или установлению сфер влияния.
С не меньшим успехом, чем в Азии, где у Китая больше точек пересечения взаимных интересов, переговоры шли на Украине. Инвестиции в инфраструктуру полуострова Крым, по информации официального печатного органа КНР «Жэньмин жибао», позволят Китаю сократить торговый маршрут в Европу на 6 тыс. км. Благодаря этому стране не нужно будет выходить к Гибралтарскому проливу – в ее распоряжении окажутся Суэцкий канал и Средиземное море. В начале XX века роль транзитной территории Крыму отводила Британская империя. Железнодорожный мост через Керченский пролив должен был связать Лондон и Дели, крупнейший город колониальных владений, но случилась война.
Китайцы зашли издалека. Весной 2013 года между украинской компанией KGS Agro и китайской стороной начались переговоры. К сентябрю было подписано соглашение, по которому Украина передавала в аренду на 50 лет 3 млн га земли Синьцзянскому производственно-строительному корпусу китайской армии. Украинские власти собирались передать в пользование участки земли в Днепропетровской и Херсонской области, а также в Крыму. Китайская сторона обязывалась привлекать местную рабочую силу и потратить 3 млрд долларов на оздоровление сельхозугодий.
Чтобы вывозить большие объемы зерна, китайцы предложили построить в поселке Фрунзе Сакского района Крыма, рядом с Евпаторией, глубоководный порт «Крым» – с подводной акваторией в 25 метров и грузооборотом 140 млн тонн в год. Разработчиком проекта стала украинская компания «Киевгидроинвест», представившая его на презентации в Пекине, а финансирование в полном объеме взяла на себя китайская сторона. Проект предполагает, что вблизи с портом будет находиться индустриальная зона на 300 тыс. кв. м или как ее еще называют – крымская зона экономического развития с высокотехнологичным кластером. Причем зона включает в себя и Севастополь, где располагается Черноморский флот России.
В меморандуме о намерениях китайские инвесторы рассчитывали на строительство нового аэропорта, нефтеперерабатывающего завода, нескольких верфей, терминалов для СПГ, учебного центра. По отдельным пунктам финансирование было уже определено, например по парогазовой электростанции в Крыму стоимостью 1,7 млрд долларов. В Севастополе планировалось восстановить рыбный порт. Одновременно с закладкой глубоководного порта в Евпатории на него выделялось 3 млрд долларов, сообщало китайское издание Shanghai Securities News. Еще примерно 7 млрд долларов стоили нефтегазовые комплексы, заводы по сжижению газа и другие объекты. В общей сложности речь шла о 10 млрд долларов, из которых Украина не вкладывала ни доллара.
Китай был готов дать отмашку первой очереди строительства в конце 2014 года и за два года завершить возведение портов. Подрядчиком выступала Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd; проект реализовывался по схеме государственно-частного партнерства, где доля государства составляла 50%. С одной стороны, Китаю в ближайшем будущем нужно будет вывозить пшеницу и кукурузу с арендованных земель; с другой – начать наращивать товарооборот между Европой и Китаем через новый транспортный канал. В свете этого можно предположить, что торговая ассоциация Украины с Евросоюзом Китаю совсем не мешала.
Всего же Китай и Украина подписали контрактов и меморандумов на сумму 30 млрд долларов, часть из них была заключена во время визита президента Виктора Януковича в КНР в декабре 2013 года. Также в прошлом году Банк развития Китая выдал 3,7 млрд долларов украинскому Минэнерго, по линии других государственных структур было вложено еще 2,6 млрд долларов в украинское сельское хозяйство. Частично Украина будет отдавать кредиты зерном. Также очевидно, что сегодня Китай не хочет терять пакет выгодных инвестиций на Украине. Но в случае выхода Крыма из состава Украины китайцам придется заново обсуждать и находить взаимопонимание по каждому проекту в отдельности.
В противовес Китаю Россия пока предлагает Крыму не так уж много. До сих пор разговоры были вокруг моста через Керченский пролив. Соглашение о его строительстве в декабре 2013 года подписали главы Украины и России. Тогда же российские чиновники приступили к его подготовке. Еще во время Олимпиады в Сочи вице-премьер Игорь Шувалов потребовал от министра транспорта Максима Соколова вступить в диалог с украинскими коллегами. Однако, как сообщили источники, знакомые с ситуацией, это было связано не только с пониманием стратегической важности моста, но и с необходимостью обеспечить производственные мощности одного из подрядчиков Олимпиады в Краснодарском крае.
Компания «Волгомост» миллиардера Аркадия Ротенберга строила к Олимпиаде третью очередь дублера Курортного проспекта. После сдачи объекта стоит вопрос о перемещении строительной техники обратно в Поволжье. В связи с этим Ротенберг продвигает участие своей компании в возведении моста. Еще летом 2013 года на инвестиционном форуме в Ялте «Волгомост» представила проект автомобильно-железнодорожной транспортной переправы протяженностью 6,3 км. «Жуковский вариант» – от поселка Жуковка до косы Чушки – требует дополнительной прокладки 46 км автодорог и 13 км железной дороги. Помимо него рассматривалось еще три различных варианта.
Над «Жуковским вариантом» работал проектный институт Гипротрансмост, также принадлежащий Ротенбергу. По информации источников в компании, «Волгомост» уже перевозит технику к месту строительства в Краснодарском крае. Стоимость объекта оценивается по-разному: от 1,5 до 3 млрд долларов. Финансировать его будет Внешэкономбанк, а в эксплуатацию сдадут через 4-5 лет. В понедельник, 3 марта, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании «Автодор», которая будет отвечать за инженерные изыскания и технико-экономическое обоснование моста. Но на самом деле проект моста уже готов, говорят в «Автодоре», и, возможно, строительные работы запустятся раньше ноября.
Кроме Керченского моста, который больше всего имеет шансов состояться, Россия может взяться за реконструкцию трассы Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь. Предварительно она оценивается в 1,4 млрд долларов. Также реконструкции и модернизации требуют порты в Евпатории, Феодосии, Керчи и Ялте. В торговом представительстве России на Украине оценивают проекты в 1,8 млрд долларов. В общей сложности Россия может вложить в Крым 5 млрд долларов инвестиций, включая мост между Крымом и Таманским полуостровом. В Минэкономразвития поручили искать российских инвесторов Торгово-промышленной палате. Но пока ситуация не стабилизируется, сделать это будет трудно, замечают представители бизнеса.
Дополнительно Россия поможет властям Крыма с дефицитом бюджета, который составляет 35 млрд руб. в год. Возможности для этого проработают в Минфине, пообещал глава ведомства Антон Силуанов. Всего России нужно найти около 6 млрд долларов – столько на первых порах потребуется для интеграции Крыма в свое пространство. Но проблема крымских вложений в том, что их окупаемость остается под вопросом. В отличие от Китая, у России на первом плане политическая целесообразность, а не экономическая.
Правда, к Китаю власти Крыма относятся с некоторым недоверием, стремясь стать частью России. Будет ли и дальше Китай противопоставлять свой «Пояс Шелкового пути» Таможенному союзу или в Крыму два проекта сойдутся – от этого зависит будущее полуострова, которому далеко до самодостаточности и крайне необходимы инвестиции, чтобы модернизировать и разнообразить свою экономику.