Документ:


...Как и многие реальные события, удаляющиеся от нас в глубину лет, установление даты рождения - 6 марта (по старому стилю) 1906 года, как точки отсчета истории Российского Подводного Флота, тоже переросло в легенду. В прессе, на Интернет-сайтах и даже в солидных исторических изданиях тиражируется фраза «Указом царя Николая II ...». Но опубликованным его, увы, никто не встречал. В преддверии 100-летнего юбилея захотелось узнать - был ли все-таки Указ Николая II? Поиск привел к интересному результату.
Разумеется, в первую очередь помог журнал «Морской сборник». В №3 за 1906 год опубликован Приказ №52 от 11 марта (по старому стилю) 1906 года, но в разделе «Приказы по морскому ведомству», а не в «Высочайших рескриптах» или «Высочайших приказах». Да и бросалась в глаза фраза - «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ въ 6-й день Марта сего года. Высочайше повелъть соизволилъ». Пришлось обратиться к «Собранию узаконений, постановлений и других распоряжений по Морскому ведомству» 1906 года, он вполне доступен и в Российской национальной библиотеке. Однако и непосредственно в оригинальном тексте приказа никаких ссылок на Указ царя не оказалось. Хотя отдельные приказы по Морскому ведомству, с примечанием «По законодательной части» или «По законодательной части ГМШ», имели на обороте Указ самодержца. Из приказов и циркуляров о личном составе чинов Морского ведомства удалось узнать, что Николай II 6 марта (по старому стилю) 1906 г. был в Царском селе.
Потребовалось уточнить - как же производилось утверждение документов различных министерств царем 100 лет назад? Многие исторические публикации говорят одно - политику деятельности ведомств определял сам царь в ходе совещаний с отдельными министрами, которые лишь скрепляли своими подписями указания царя и утвержденные им проекты документов, управление было громоздко и неповоротливо, объединенного правительства практически не было. Некоторые доклады царем просматривались и визировались, другие утверждались устно. За царской подписью оформлялись лишь Именные Высочайшие Указы и то, что должно было войти в Свод законов Российской Империи. За 5, 6, 7 марта 1906 г. такие документы найти оказалось несложно.
Параллельно, в воспоминаниях академика А.Н. Крылова, нашелся суровый и беспристрастный анализ организации управления флотом и Морским ведомством начала XX века и, практически на поверхности, лежала подсказка - «Доклад Морского министра царю бывал по понедельникам». Календари подтвердили - 6 марта (по старому стилю) 1906 года - понедельник.
Не обойтись без небольшого исторического обзора: по представлению Морского Технического Комитета от 19 декабря 1900 года образована Морским министерством, для разработки проекта подводной лодки, комиссия в составе ИГ. Бубнова, И.С. Горюнова, М.Н. Беклемишева. Постройка на Балтийском заводе и испытания первой боевой подводной лодки «Дельфин» (миноносец №150) были успешно завершены в 1903 г.. В 1904 г. Временно заведующим подводным плаванием становится капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев, он по праву - первый командир первой русской боевой подводной лодки. Председатель комиссии по подводным лодкам контр-адмирал Э.Н. Щенснович 16 марта 1905 г. докладывает свои соображения Морскому министру. С 1905 г. контр-адмирал Э.Н. Щенснович становится Заведующим подводным плаванием. Высочайше утверждаются в 1905 году Правила о служебных правах служащих в командах подводных лодок. 1 сентября 1905 года под председательством Морского министра проведено совещание по вопросу о подводных лодках и организации отрядов из них и школ для обучения личного состава. Все это, конечно, было крупными вехами в создании подводного флота, но стоит так же вспомнить, что происходило в стране в эти дни - 6 марта (по старому стилю) 1906 г. на о. Березань, приведен в исполнение смертный приговор руководителям Севастопольского восстания 1905 г: лейтенанту П. Шмидту, комендору Н. Антоненко, кондуктору С. Частнику, машинисту 2-й статьи А. Гладкову; шла головокружительная суета вокруг Государственной Думы.
До подводного флота было ли царю? Получить доступ в Российский государственный исторический архив, для поиска сложно, но доброжелательность и терпеливость к неопытным исследователям работников Российского государственного архива ВМФ помогла решить эту задачу. Дело Морского министерства «Высочайшие повеления, рескрипты и указы» за 1906 год последний раз выдавалось для изготовления микрофильма в 1968 году. И вот, среди прочих раритетных документов, нашелся доклад Морского министра вице-адмирала А.А. Бирилева датированный 6 марта (по старому стилю) 1906 года (документ публикуется ВПЕРВЫЕ). В Царском селе Императору доложено о необходимости внесения в «Высочайше установленную въ 30-й день Декабря 1891 года классификацию судовъ военнаго флота» разряда подводных лодок. На что получено высочайшее соизволение царя и по результатам доклада 11 марта (по старому стилю) 1906 года издан Приказ по морскому ведомству. Сразу стало ясно - Указа Николая II не было, лишь устное «Высочайшее соизволение», а подпись Морского министра под этой фразой открыла Российским подводным лодкам путь в просторы мировой истории.
Вот так спокойно и по деловому, без суеты все и произошло, так, как обычно и делается всегда на Флоте.
Подводные лодки с этого дня стали самостоятельным классом кораблей Российского флота - классом кораблей которыми, благодаря усилиям создававших и создающих их, служивших и служащих на них людей, страна, не смотря ни на что, может гордится вот уже сто лет. И вполне обоснованно, что в соответствии с Приказом Главнокомандующего ВМФ с 1996 года День моряка Подводника и День создания подводных сил Российского Флота отмечается 19 марта (по новому стилю) - в день включения с 1906 года подводных лодок в классификацию судов военного флота.
Надеемся, наше скромное исследование помогло приоткрыть еще одну страничку истории Подводных Сил России в его столетний юбилей, и теперь будет звучать исторически взвешенная фраза - «С Высочайшего соизволения...»!
Бочков Владимир Викторович
Капитан 2 ранга запаса

Смирнов Сергей Алексеевич
Заместитель главного инженера ЦКБ МТ «Рубин»

Урусов Руслан Алимович
Зам. начальника ГЭСК ЦКБ МТ «Рубин»

http://www.submarinersclub.ru/misc_stories_100.htm