Почему западная демократия сталкивается с кошмаром, устроенным в Интернете
От Польши до Вашингтона и пригородов Лондона тактика цифровых выборов грозит отравить политику в следующем году.
В 2024 году — впервые в истории — США, Великобритания и ЕС проведут крупные выборы в одном календарном году. Ожидается, что десятки других стран, включая Индию и, возможно, Украину, также проведут общенациональные выборы.
Эта родина избирательных циклов готова изменить лидерство западного мира.
Однако никогда прежде целостность демократии не подвергалась такой серьезной опасности благодаря трансформации политических кампаний в последние годы в войну, которая ведется в основном онлайн.
Социальные сети по своей природе являются силой, которая поляризует дебаты. Владимир Путин по своей природе является агрессором, который хочет сорвать выборы, распространяя ложь на Западе. А западные политики по своей природе не могут устоять перед использованием личных данных для нацеливания на ключевых избирателей на полях сражений.
Facebook, YouTube и TikTok не создали партийных разногласий, которые сейчас ежедневно проявляются на смартфонах людей. Но эти гиганты социальных сетей стали котлом, из которого могут выплеснуться социальные волнения, например, насилие, обрушившееся на Вашингтон 6 января 2021 года и Бразилиа в этом году.
В таких частях Европы, как Польша, например, согласованные кампании российского вмешательства уже направлены на то, чтобы исказить избирательную борьбу с потенциально далеко идущими последствиями. А в зрелых демократиях, таких как Великобритания, давно существующие основные партии полностью освоили теневую цифровую тактику, чтобы нацелиться на крошечные группы колеблющихся избирателей с помощью рекламы в Facebook в поисках власти.
Некоторые из этих особенностей цифровой политики представляют прямую угрозу избирательному процессу. Другие рискуют разжечь цинизм в отношении самой демократии.
В условиях экономической стагнации и повсеместной инфляции разочарованные избиратели уже обращаются к политикам, которые относятся к демократии с пренебрежением. В Европе крайне правые на марше. В США, несмотря на множество судебных дел против него, Дональд Трамп является безусловным фаворитом, который бросит вызов Джо Байдену на пост президента.
«Нелиберальный популизм распространяется по всему миру», — сказала Элли Фанк, директор по исследованиям в области технологий и демократии Freedom House, некоммерческой организации со штаб-квартирой в Вашингтоне, продвигающей демократические ценности. «Я глубоко обеспокоен состоянием выборов».
США: полярные противоположности
Через пять дней после того, как 1 августа Трампу было предъявлено обвинение в предполагаемой роли в беспорядках на Капитолийском холме, Аллан Пайпер разместил в Facebook видео для Courier Newsroom, партийного издания, связанного с донорами Демократической партии . Он изложил то, что людям нужно знать о правонарушениях бывшего президента США.
Согласно данным CrowdTangle, аналитического инструмента, принадлежащего Meta, за считанные часы онлайн-видео собрало сотни тысяч просмотров в почти исключительно левых группах Facebook.
Но в тот же день Breitbart News — консервативное издание, имеющее связи со спонсорами Республиканской партии — полностью проигнорировало обвинение Трампа. Вместо этого он раскритиковал футболистку Меган Рапино, фигуру ненависти за правых, за ее оппозицию Трампу и ее готовность встать на колени во время исполнения государственного гимна. В тот день женская сборная США по футболу проиграла Швеции на чемпионате мира.
«Дорогая Меган Рапино, карма — прекрасная вещь», — написал Брейтбарт в сообщении в Facebook , которое было опубликовано тысячи раз, в основном в группах правого толка. «Никогда не проявляйте неуважения к государственному гимну». Трамп тоже нацелился на Рапино .
Эти предвзятые посты — один публикуют почти исключительно левые, другой — правые — являются симптомами дебатов в гетто, которые доминируют в впечатлениях пользователей социальных сетей. Демократам и республиканцам сейчас не хватает общего понимания мира, на котором можно было бы основывать свои политические решения.
«Социальные сети не являются основной движущей силой поляризации, но они усугубляют ее», — сказала Дженнифер Маккой, профессор Университета штата Джорджия. Она ввела термин « пагубная поляризация », чтобы описать, как мировоззрение людей неразрывно связано с их племенными политическими ценностями. Маккой ставит США в один ряд с Индией и Бразилией из-за их укоренившихся разногласий.
В этих изолированных цифровых дискуссиях пользователи-единомышленники укрепляют свое мнение, демонизируя при этом своих отсутствующих оппонентов.
Эта тенденция подпитывается сложными алгоритмами социальных сетей, которые отчасти активно продвигают разжигающий ненависть контент. Согласно внутренним документам Facebook, обнародованным Фрэнсис Хауген, информатором компании, такие материалы вызывают большую вовлеченность посредством лайков, репостов и комментариев, чем более умеренные публикации. А это значит, что Facebook получит больше денег от рекламы, потому что люди проводят больше времени, заглядывая в ленты социальных сетей.
В ответ Meta заявила, что попыталась решить эту проблему, уменьшив роль вовлеченности в определении того, насколько заметно политический контент появляется в лентах пользователей.
Крайне партийные посты создают «восприятие экзистенциальных угроз по обе стороны политического спектра», - сказал Маккой, профессор штата Джорджия. «Выборы стали чрезвычайно высокими. Они стали почти событиями жизни и смерти».
Конгресс находится в партийном тупике. Матч-реванш Байдена против Трампа почти неизбежен во время президентской кампании следующего года. Риск заключается в том, что такое соревнование в эпоху поляризации социальных сетей сделает политические дебаты еще более токсичными.
По данным CrowdTangle компании Meta, партизанские посты из групп в Facebook, такие как «Президент Трамп — мой ведомый» и «Импичмент Трампу», в настоящее время являются одними из самых популярных на Facebook. Они стремятся расшевелить сторонников, сосредоточив внимание на таких острых темах, как аборты, права трансгендеров, контроль над оружием и ложные утверждения о том, что президентские выборы 2020 года были сфальсифицированы.
«Людская сегрегация остается невероятно высокой», — сказал Дэвид Лазер, профессор Северо-Восточного университета, который проанализировал политическую поляризацию в Facebook.
Его работа , основанная на беспрецедентном доступе к внутренним метаданным, показала, что либеральные и консервативные пользователи придерживаются почти диаметрально противоположных диет политических новостей на Facebook, практически не пересекаясь. Этот поляризованный опыт социальных сетей создал разные реальности, в зависимости от того, какое место в политическом спектре занимают люди.
Правые избиратели получали постоянный поток фальшивых сообщений , например, о том, что бюллетени в поддержку Трампа были выброшены в мусор во время выборов 2020 года. История консервативного издания PJ Media была просмотрена на Facebook более 113 миллионов раз — больше, чем что-либо в традиционных СМИ.
«Я не ожидаю, что ситуация сильно изменится в преддверии следующего года», — сказал Лазер.
ЕС: российская ложь
Войцех Кононьчук просматривал Твиттер , когда наткнулся на Михаила Подоляка, близкого помощника президента Украины Владимира Зеленского, который утверждал, что раздираемая войной страна вскоре станет соперником Польши.
Тысячи польских пользователей социальных сетей, в том числе некоторые известные политики из крайне правой политической партии страны «Конфедерация», сразу же обвинили Киев в неблагодарности.
Польша приняла более миллиона украинских беженцев, а парламентские выборы в октябре довели напряженность до критической точки. Недавний спор по поводу зерна перерос в крупную ссору между Варшавой и Киевом.
Однако громкая новость Подоляка в Твиттере оказалась ложью.
Кононьчук, руководитель польского Центра восточных исследований, финансируемого государством аналитического центра, быстро нашел оригинальные комментарии Подоляка на украинском языке. Государственные СМИ России вырвали их из контекста, чтобы посеять недоверие между Украиной и ее соседом.
«Одна из важнейших целей России в этой части Европы — разделить Польшу и Украину», — сказал Кононьчук, который обнаружил, что местные польские пользователи социальных сетей усилили прокремлевские темы для разговоров.
Выборы в Польше являются решающим испытанием демократической устойчивости ЕС, поскольку он борется с враждебностью России на своей границе. На фоне продолжающихся попыток Кремля дестабилизировать демократию в других странах, ЕС в июне проведет собственные выборы в Европейский парламент во всех своих 27 странах-членах. Это будет момент уязвимости для европейской демократии – и возможность для Москвы попытаться устроить хаос.
В Польше десятилетия советского правления – в сочетании с наследием зверств Второй мировой войны – ужесточили отношение общества к России. Недавние санкции ЕС в отношении поддерживаемых Москвой СМИ, включая запрет социальных сетей, также лишили Путина возможности наводнить Польшу дезинформацией.
Но ложь Кремля продолжает проникать.
Угроза российской дезинформации также используется в политических целях в Варшаве. Анджей Дуда, президент Польши, настаивает на принятии закона о расследовании влияния России, что, по мнению критиков, является попыткой заставить замолчать лидера оппозиции Дональда Туска.
Из своего домашнего офиса на юге Польши Павел Терпиловский, главный редактор Demagog, местной группы по проверке фактов, отслеживает переход от откровенной российской пропаганды к более тонким формам кремлевского влияния. Почти весь контент такого типа невозможно напрямую отнести к путинскому режиму.
Эта пророссийская тактика опирается на то, что польские пользователи социальных сетей способствуют поляризации дебатов. Сообщения были сосредоточены на притоке украинских беженцев и утверждении, что социально-либеральная программа ЕС слишком «проснулась» для консервативной Польши.
«Пророссийские влиятельные лица настоящие, — сказал Терпиловский. — Они граждане Польши».
В конце июня команда фактчекеров обнаружила в Facebook видео Мариуша Макса Колонко, бывшего польского журналиста, сейчас проживающего в США. Он ложно утверждал, что украинские беженцы будут голосовать на выборах в Польше. Постом поделились более 6000 раз, прежде чем Meta удалила его. Аналогичная пророссийская дезинформация появилась в TikTok.
Ложные утверждения не могут быть напрямую связаны с Кремлем. Но антиукраинская ложь помогает Путину отделить Варшаву от Киева. Это также позволяет крайне правым польским политикам, таким как Гжегож Браун, лидер вероятной политической партии Конфедерация, играющей на страхах людей по поводу украинских беженцев.
«Политики с пророссийской или антиукраинской позицией продвигают эти идеи ради собственной политической выгоды», — сказал Терпиловский.
Великобритания: агрессивный таргетинг
В некоторых частях живописного сельского графства Сомерсет на юго-западе Англии люди в возрасте около 30 лет, чьи интересы включают окружающую среду и волонтерство, почти наверняка получили в июле сообщение в Facebook от Сары Дайк.
«Голосуйте сегодня за местного лидера либерал-демократов Сару Дайк и отправьте правительству сообщение», — гласило цифровое объявление . Его купила левоцентристская политическая партия Либерально-демократической партии накануне недавних внеочередных парламентских выборов в округе. Дайк, кандидат от партии, выиграла свою кампанию , отбросив большинство в 19 000 голосов, принадлежавшее кандидату от правящей Консервативной партии.
Реклама стоила чуть более 100 долларов, и ее просмотрели около 6 000 пользователей Facebook. Он был нацелен почти исключительно на тех избирателей, которые, по данным Facebook, могли поддержать партию Дайка, используя сложную рекламную систему технологического гиганта. По данным библиотеки политической рекламы Meta, реклама была отправлена точно сегментированной аудитории по возрасту, почтовому индексу и разовым характеристикам, включая «активизм» и «общественные проблемы».
Подобный микротаргетинг цифровых политических кампаний полностью законен. В преддверии всеобщих выборов в Великобритании в следующем году, на которых, как показывают текущие опросы общественного мнения, оппозиционная Лейбористская партия находится на пути к победе , такая тактика стала основным методом мобилизации поддержки. Согласно политическим конвенциям Великобритании, голосование ожидается до конца 2024 года.
Микротаргетинг предполагает, что политические партии собирают массу личных данных о потенциальных избирателях, а затем бомбардируют их точно подобранными сообщениями. Стратегия достигла такого уровня сложности: тысячи различных сообщений рассылаются крошечным группам избирателей, что практически невозможно отследить, как развертываются политические нарративы. Политические активисты теперь посылают разные сообщения разным избирателям, даже на одной улице.
Даже часть британской правительственной машины использовала эту тактику: Министерство внутренних дел Великобритании купило рекламу в Facebook, призывающую нелегальных иммигрантов держаться подальше. Кампания, стоимость которой составила всего несколько сотен долларов, была нацелена на жителей Бельгии и Франции.
Он полагался на показ рекламы пользователям Facebook, которые, как было известно технологическому гиганту, интересовались этнически специфичными ключевыми словами, такими как «Афганская премьер-лига» и «Музыка Ирана». Эффект заключался в том, чтобы ориентироваться — почти исключительно — на пользователей социальных сетей из этих сообществ. таргетинг потенциально противоречит правилам Meta, которые запрещают рекламу, ориентированную исключительно на расовую или этническую принадлежность.
На окраине Лондона уже идет цифровая битва за каждый голос из-за конфликта, который сосредоточен на политике «зоны сверхнизких выбросов» города | Карл Корт / Getty Images
«Это абсолютно стандартная тактика политической предвыборной кампании», — сказал Бен Коллиер, профессор Эдинбургского университета, открывший кампанию Министерства внутренних дел.
Meta и TikTok создали добровольные базы данных для этих платных сообщений, чтобы позволить группам подотчетности и широкой публике видеть рекламу, отображаемую на их платформах.
Но политические партии обычно не уведомляют социальные сети о своих расходах, хотя от них требуется это делать. Такие цифровые кампании предполагают сбор личной информации людей для таргетинга в Интернете способами, которые практически до предела ужесточают местные правила конфиденциальности.
Правящая Консервативная партия Великобритании, например, предложила пользователям социальных сетей провести «опрос домашних животных» , номинально для того, чтобы оценить их обеспокоенность по поводу кражи животных. Но политика конфиденциальности, прилагаемая к опросу, также позволяла партии использовать адреса электронной почты и почтовые индексы респондентов, например, для будущих кампаний.
На окраинах Лондона уже идет цифровая битва за каждый голос.
Столкновение сосредоточено на политике городской «зоны со сверхнизкими выбросами», известной как ULEZ, которая была введена в целях очистки воздуха от загрязнения. Зона предполагает сбор в размере 15 долларов США за автомобили, сильно загрязняющие окружающую среду, и была расширена в августе, к ярости некоторых автомобилистов.
Группы, связанные с Консервативной партией, в первую очередь выступают против увеличения платы за автомобили с высоким уровнем выбросов. Те, кто связан с Лейбористской партией, преимущественно поддерживают ее.
Одну рекламную кампанию оплатила группа под названием StopULEZ, которой руководил бывший консультант Cambridge Analytica, опальной фирмы по цифровой рекламе. В основном атака была направлена против рабочих, размещавших в Facebook сообщения против ULEZ . Целевая аудитория была определена на основе ее интересов в таких ключевых словах, как «штукатур», «Жители Ист-Энда», британская мыльная опера, и «Единственный путь - это Эссекс», программа реалити-шоу, согласно отчетам Меты о прозрачности.
В то же время прогрессивные группы, такие как 38Degrees, некоммерческая организация политического активизма, размещали поддерживающую рекламу в социальных сетях, которую просматривали исключительно более богатые лондонцы. В этой кампании использовались целевые ключевые слова, такие как «равенство животных» и «экология».
«Если это делает другая сторона, то и вам придется это делать, если вы хотите конкурировать», — сказала Кейт Домметт, профессор Университета Шеффилда и бывший специальный советник по цифровой политике в парламенте Великобритании.
Мегацикл
Коктейль из поляризации социальных сетей, российского вмешательства и агрессивного микротаргетирования избирателей, похоже, сыграет определяющую роль на западных выборах в предстоящем году. Эти особенности цифровой политики могут оказаться еще более токсичными для демократий за пределами Европы и Северной Америки.
В ближайшие 12 месяцев избиратели в таких странах, как Венесуэла и Шри-Ланка, также придут на избирательные участки. Пренебрежение со стороны гигантов социальных сетей, ограниченный местный надзор и теневая тактика онлайн-кампаний грозят нанести еще больший ущерб молодым демократиям, чем их более устойчивым западным коллегам.
Активисты кампании уже предупреждают, что авторитарные лидеры регулярно пропагандируют цифровую пропаганду против своих соперников в Тунисе, в то время как анонимные пользователи социальных сетей пропагандируют разжигание ненависти против беженцев в Южной Африке, например, в политических целях.
Что еще хуже, гиганты социальных сетей сокращают свои глобальные команды по наблюдению за выборами, чтобы сократить расходы на фоне падения доходов от рекламы. Поскольку политика все больше переходит в онлайн, на карту поставлена целостность того, какой частью мира управляют.
«Мы вступаем в кризис», — сказала Александра Пардал, директор кампаний Digital Action, некоммерческой организации, работающей с группами гражданского общества в таких странах, как Бразилия и Индия, над повышением их устойчивости.
«У вас есть этот избирательный мегацикл со странами всего мира», — сказала она. «Никто не готов».