О самом Марксе там мало, а вот о возглавляемых им немецких социал-демократах (если подзабылось - и будущая РКП(б) начиналась с РСДРП) таки кое-что есть.
![]()
В сущности Бакунин в этом вопросе прежде всего отвергает постулат Маркса о том, что "у пролетариата нет Отечества" - что в дальнейшем было отвергнуто и самой историей, как бы верные ленинцы (иже с ними) ни цеплялись за идею о том, что у трудящихся классовое самосознание просто-таки обязано возобладать над национальным, и прямо сразу, как только им про это объяснят. Самый наглядный пример нам подали как раз самые передовые в Европе (по Марксу-Энгельсу-Ленину же ж) немецкие пролетарии. У которых и Тельман, и Либкнехт, и сам Энгельс, в конце-то концов, хоть и капиталист потомственный
- но тем не менее те же камерады запросто записывались не просто партайгеноссами, а даже и в альгемайне-СС - там, в отличие от СА, как раз арбайтеров было побольше, чем "несчастных лавочников".
Маркса кагбэ тоже можно немножко понять, и не только потому, что при подстановке в постулат перед словом "пролетариат" определения "еврейский" все становится на свои места- но и потому, что как раз в середине XIX века пролетариат осуществлял "великое переселение народов" в свободную Америку. Немецкий - в особенности.
Опять-таки и национализм (злейший враг идеалистически-интернационального коммунизма) только еще формировался, в Европе (которую Маркс и брал за основу своих универсальных теорий) еще были пережитки средневековой религиозно-культурной самоидентификации.
Интернациональной, да. Каковая и была социал-демократами перенесена на классовую, особенно если рассмотреть саму идеологию коммунизма как квазирелигию, борющуюся за замещение традиционных - что мы отчетливо видели у себя в СССР, и вообще "партия - орден меченосцев"(с).![]()
Но вот опосля 1941 года, когда интернациональный европейский пролетарий (каждой твари по паре, и как раз в большинстве не интеллигенция и богачи-эксплуататоры) пошел приобщать русских варваров к настоящей цЫвилизации, а заодно и пожрать яйки-млеко-курка-сало
- ну, в общем-то, уже можно было бы осознать, что классовое самосознание там просыпается примерно как русскость в ВСУ. А также навыки поваров и водителей.
Что арбайтер вспоминает про то, кто он такой, и что он пришел в Первое В Мире Государство Трудящихся, а не покорять руссише швайне, только когда это может ему (хотя бы в теории, ну ведь марксисты же ж!
) сохранить свою шкуру от дополнительных дырок в самых неудобных местах.
На самом деле у Бакунина можно очень много найти про социал-демократов и марксизм, причем ровно того самого, что мы потом получили в ощущениях после революции- но это надо Бакунина читать хотя бы как очевидца и участника происходивших процессов, а не как аццкого сотону, посмевшего перечить Святому Карлу Единственному.
![]()



) таки кое-что есть.
Ответить с цитированием