На Западе раньше играли грязно, и во времена холодной войны мы в этом преуспели. Сегодня мы оставляем тактику «серой зоны» и гибридную войну России, которая выигрывает войну с дезинформацией. Гордость Европы за игру по правилам может оказаться ахиллесовой пятой демократии.
Берлинский воздушный мост – хороший пример того, что мы когда-то делали хорошо , а теперь забыли. Холодная война, пожалуй, началась и закончилась в Берлине, чему способствовали воздушный мост 1948–1949 годов и падение Берлинской стены в 1989 году. Первый был крупнейшей воздушной операцией по оказанию помощи в истории. Он снабжал Берлин, когда Сталин пытался вытеснить западных союзников. Параллельно с этим Запад использовал радио (RIAS, или «Радио в американском секторе», предшественник финансируемых ЦРУ Радио Свободная Европа (RFE) и Радио Свобода) и укреплял «мягкую силу» культурными миссиями, такими как британская постановка «Шекспира среди руин» , и образовательными программами через библиотеки и курсы , организованные США .
Однако самым мощным инструментом Запада была дезинформация. Воздушный мост союзников стоил почти 3 миллиарда долларов по сегодняшним меркам и требовал убедительной истории, чтобы завоевать общественную поддержку. В это верят почти все и сегодня: Берлин был блокирован, наземные пути перекрыты, а женщины и дети голодали.
За исключением того, что, хотя и осуществлялись воздушные перевозки грузов, блокады Берлина не было.
В Национальном архиве в Кью я нашёл документы 1948 года, свидетельствующие, по словам Министерства иностранных дел, что «блокада Берлина — это НЕ осада» и что «перемещение немцев в Германию и обратно возможно в любое время», например, для получения продовольствия. Однако пресс-кампания продвигала «масштабную и сенсационную историю о применении авиации в гуманитарных целях». Госсекретарь США Джордж К. Маршалл в телеграмме призвал «максимально использовать нынешнее пропагандистское преимущество нашей позиции», «подчеркивая [советскую] ответственность за… угрозу голода гражданскому населению». История оказалась настолько эффективной, что стала мифом холодной войны, который прочно закрепился. В Великобритании подростки до сих пор изучают на экзаменах GCSE , что Берлин был блокирован Сталиным и рисковал умереть от голода.
Было ли правильным вводить общественность в заблуждение в 1948 и 1949 годах? Нет. Получил ли он полную поддержку в Великобритании и США? Да. Воздушный мост даже принёс Гарри Трумэну неожиданное переизбрание в ноябре того же года .
Чему мы научились – и чему разучились – с тех пор?
Европейские демократии гордятся тем, что они более правдивы, чем российские (и американские). Достоверность информации – прозрачность, факты и доказательства – укрепляет доверие. Западным СМИ нужно быть лучше, чем фабрики слухов и боты.
А то, что происходит в России, и так достаточно плохо без приукрашивания.
Однако наша тактика могла бы быть жёстче. Мы проигрываем России информационную войну, поскольку инструменты, на которые мы полагались во времена холодной войны, – многие из которых существовали ещё со времён воздушного моста , – тихо умирают. Радиостанции и информационные агентства, созданные для вещания на Восточную Европу, находятся под прицелом: Трамп пытался уничтожить RFE и Радио Свобода. Британских министров справедливо обвиняют в « спячке у руля », угрожая финансированием мягкой силы, например, Британского совета. Немецкий аналог в сфере культурной дипломатии, Институт Гёте , лишается финансирования. В США Центр глобального взаимодействия, созданный в 2016 году для разоблачения дезинформации, был закрыт Трампом в начале этого года.
Аналогичные структуры ЕС, такие как Европейская служба внешних связей (ЕСВД) и Целевая группа по стратегическим коммуникациям в странах Восточного Средиземноморья , больше сосредоточены на мониторинге угроз, чем на наступательных действиях. Как предупреждает Королевский институт оборонных исследований (Royal United Services Institute) , Запад не смог «предложить осмысленный ответ или усилить свою работу с общественностью… для противодействия российским усилиям по дезинформации».
Потому что Россия завоёвывает сердца и умы не только в Европе, но и на глобальном юге . Фабрики троллей, кибератаки, дипфейки и кампании фейковых новостей – например, о разработке «грязных бомб» и биологического оружия на Украине – влияют на общественное мнение в регионах, где Запад утратил свои моральные позиции. Путин называет тактику Запада « опасной, кровавой и грязной игрой », но он лишь проецирует. Это игра, в которую он играет.
Как бы выглядела грязная игра? Это означало бы действовать с тем же рвением и смелостью, которые помогли Западу противостоять Сталину – и победить. Это означало бы решительные действия, подобные приостановке ЕС в 2022 году деятельности российских пропагандистских вещателей , RT и Sputnik, и атаке Киберкомандования США в 2018 году на российскую фабрику троллей , Агентство интернет-исследований, чтобы остановить вмешательство в промежуточные выборы. Это означало бы привлечение хакеров-активистов – ведь мы редко слышим о киберпобедах Запада над Россией – хотя, возможно, это связано с тем, что они « меньше шумят ».
Больше всего мы потеряли после воздушного моста, когда США и Великобритания впервые в мирное время влили в Европу деньги, информационную мощь и военную мощь, – это магию. Мы сдержали Сталина благодаря поразительной стойкости и одной чертовски замечательной, пусть и не совсем правдивой, истории. Хорошо, что мы стали более правдивыми, но не потому, что потеряли боевой дух. Многие, похоже, слишком устали и разочарованы, чтобы бороться за преимущества демократии.
Вот почему, когда дело касается (дез)информации, русские могут с уверенностью сказать: «Мы побеждаем».
Джозеф Пирсон — историк, преподающий в Академии Баренбойма-Саида и Нью-Йоркском университете в Берлине. Его книга «Воздушный мост» вышла в Великобритании , а в Северной Америке — под названием «Сладкая победа» в декабре.