Нынешняя ситуация очень напоминала большинству выступавших эпоху Холодной войны и гонки вооружений, только война пока информационная, и технологии используются и развиваются тоже информационные. И получается, что молодым журналистам в ближайшие пару десятилетий без вариантов придётся сидеть, образно говоря, в окопах, и выбрать они могут только одно: в чьих именно окопах.
Эрнест Мацкявичус сказал это прямо: «С некоторых пор мы все с вами работаем фактически в силовой сфере. Потому что информация стала оружием, причём крайне серьёзным. И этот томагавк выкопали не мы».
Фактически эти слова задавали основной тренд уходящей недели, и обсуждались только разные взгляды на эту ситуацию с тех или иных ракурсов, в зависимости от позиций и бэкграунда выступавших докладчиков.
Например, Александр Куприянов, один из экспертов в области современной журналистики, директор по регионам агентства ТАСС, довольно подробно исследовал, какие изменения претерпела журналистика от привычных стандартов эпохи Холодной войны и даже после 1991 года.
Изменилась не только технология подачи материала, но и его структура и специфика. Исчезла серьёзность журналистской профессии былых лет, стало больше увеселительных тем (про обобщённых «котиков»), колумнисты и редакторы стали меньше уделять внимания верификации информации и в значительной мере отошли от стандартов профессии, которые так долго воспевали. Всё это относится в равной мере и к отечественной журналистике, и к западной. Скорость распространения информации через глобальный Интернет серьёзно повлияла на её качество, а пассионарность блогеров-одиночек во многом передалась всей информационной отрасли, и былые отстранённость и объективность стали «не в тренде».
Евгений Примаков, за почти два десятка лет прошедший через множество СМИ от должности рядового журналиста до руководящих позиций и ведущий сейчас программу «Международное обозрение», сделал основной упор в своём выступлении на тему возможности донесения точки зрения России до зарубежной аудитории.
Как эксперт-международник Примаков традиционно скептически оценивает возможности влияния отечественных СМИ на зарубежное общественное мнение. На то, чтобы влиять на Россию, в своё время Запад потратил десятки лет скрупулёзной и профессиональной работы по пропаганде своего образа жизни. И соответственно, изучив применение этого информационного оружия, довёл до совершенства собственные средства обороны против него. В настоящее время Запад превосходит нас не только в искусстве международной пропаганды, но и в умении её пресекать внутри страны.
Однако эти обстоятельства только делают работу Russia Today ещё более нужной. Наше СМИ хотя и стоит в начале пути и пока имеет скромное влияние и опыт, однако взяло верный вектор развития и выбрало правильный подход к информационной политике, в результате чего начало добиваться на Западе столь серьёзных успехов, что канал начинают тормозить и запрещать уже даже самыми неприличными методами.
Однако самой живой и яркой была панельная дискуссия 31 июля с участием журналистов ВГТРК.