Заложники Путина и клюквы
Кто не в курсе -- т.н. "желтая пресса" возникла во многом благодаря войне (
Последние отзвуки между Пулитцером и Херстом).
В условиях современного "мира", когда (условно постоянное) количество воюющих, насилующих и убивающих снижается, становится тяжелее продавать не только медиа-продукт, но и просто самые разные товары.
Установленный факт: тревожные кровавые новости коррелируют с потребительской активностью -- прочитав про бомбардировки, РынЕц (рыночная единица) с большим энтузиазмом будет совершать мирный шоппинг.
Проблема в том, что набор стимулирующих тревожных тем ограничен.
Про это неоднократно и выразительно писал В.Пелевин (
Например, При хорошем исходе у них будет новый Бреттон-Вудс, а у нас -- новый День Победы).
Более того, приученный к набору каких-то определенных тем РынЕц не очень хорошо усваивает новые.
Т.е., например, приученный к тому, что российские бомбардировки Алеппо -- зло, от которого гибнут люди, РынЕц с меньшим эффектом будет перестраиваться на то, что в Ливии больше людей гибнет просто от болезней, связанных с тем, что медицина страны разрушена.
Ограничение, навязанные тем, что существуют прокаченные "медиакоридоры" и по ним легче запускать стадо читателей, накладывает отпечаток и на саму прессу.
Гораздо легче увеличить число просмотров заметкой о том, что Путин вот-вот нападет на Украину, Польшу, Прибалтику, Финляндию, Британию..., чем писать об актуальных проблемах, например, международного права.
Отсюда и эти идиотские заметки даже в самых респектабельных журналах.
Путин и угроза России (Путина и война) -- понятный читателю "медиакоридор", который хорошо продаётся, поэтому велик соблазн гонять и гонять по нему стада реципиентов.
The Economist: "Как сдержать смертельную, дисфункциональную империю Владимира Путина"
если империя эта дисфункциональна, зачем же ее сдерживать?
Раз она не может функционировать, то чего ж ее опасаться-то?
"Россия не собирается воевать с Америкой. Ее язык - не более чем пустые угрозы. Но это представляет собой угрозу стабильности и порядку".
Почему пустые угрозы представляют реальную угрозу: "слабая Россия" представляет собой бОльшую угрозу, чем СССР" (Сталина сдерживало Политбюро, а Путина ничто не сдерживает).
Есть незначительный момент -- даже самого безмозглого читателя невозможно гонять по одному и тому же медиакоридору бесконечно... без развития темы и тревожных предположений.
Можно долго прокачивать эффектную тему "война", но сколько ни кричи "мёд" "караул", если никакой войны не происходит год, два... пять, медиакоридор нужно постепенно менять.
Пресса обычно исходит из того, что читатель -- идиот (точнее, полный идиот): поорав ему над ухо "Война! Путин угрожает! Тиран, деспот!..." и не предоставив ничегошеньки в подтверждение, СМИ рассчитывают элегантно соскользнуть на тему, например, что диктатура в России возрастает... Россия рухнет... а потом соскользнуть в соседний коридор про Кардашьян.
И читатель доволен. И продажи растут.
Медиа и рынок рассчитывают на бесконечный приток, рекрутинг идиотов.
Иногда кажется, что их ожидания не беспочвенны.