не отменяют -- совершенно согласен!
но любые варианты силовых действий, я считаю, должны планироваться в контексте долговременной стратегии. разумеется, политической, если таковое уточнение требуется.
у вас получается такое противопоставление, мирная стратегия -- отдельно, а военные действия -- отдельно. и одно взаимоисключается с другим. типа пока мир, мирную стратегию проводить можно, а потом... внезапно! случается "обстановка", мир превращается в войну, планы выбрасываются в корзину, и побежали ура-в-атаку.
а как же бессмертное "война -- продолжение политики другими средствами"?
поймите, сейчас не начало XX века. эт тогдашние войны случались "внезапно" и становились для правящих верхушек политическими катастрофами. но таких войн-катастроф сейчас вести давно уже "не принято". практики войны-катастрофы больше нет. сейчас военные операции -- органичная часть политики, которая начинается задолго до, и продолжается после.
войны второй половины XX века для "больших" участников, США, СССР, Китая, Великобритании и т.д., это не "спасение Родин" от неведомо откель свалившихся катастрофы (это только для корейцев, вьетнамцев и т.д. оно так), а часть долговременных геополитических стратегий.
была стратегия США в Корее, Вьетнаме, Афганистане и т.д., в Африке, в Центральной и Латинской Америке; были стратегии СССР в соответствующих регионах. и если где-то что-то шло не так, никто не спешил отказываться от стратегий в принципе, и "действовать по обстановке" -- ничего подобного, просто корректировали стратегии, и двигали дальше.
а сейчас-то что у нас не так, что стратегии не нужны? метим в "геополитические объекты"?
разумеется, это дело политиков, и разумеется, стратегии должны постоянно корректироваться.
но если вместо коррекции вопрос поставлен о полном отказе от -- это по идее конец карьеры таких стратегов. по причине профнепригодности. а вы тут говорите даже не о замене стратегий, а о полном отказе от -- при каком-то изменении обстановки.
быстрая реакция по обстановке возможна в том, и только в том случае, когда обстановка однозначно диктует эту реакцию.
и то еще далеко необязательно такая реакция будет правильной. (хотя по крайней мере, может быть оправданной). судить-то будут не по быстроте реакции, а по достигнутому результату.
допустим, вооруженные силы страны Г атакуют военную базу страны Р. эта обстановка диктует реакцию? очевидно, да. это прямой casus belli. страна Р отвечает на агрессию вплоть до военного вторжения на территорию страны Г, наводит там шухер и разгром, и закрепляет достигнутый результат политическими шагами. визги-писки недовольных геополитических зрителей оглушительны, но... последствий никаких не имеют. потому что реакция законна и адекватна, а противодействовать -- себе дороже (в той самой долговременной перспективе).
пример обратного вида: страна С вводит войска на территорию страны А, "по просьбе законного правительства" (после только что проделанного государственного переворота). тоже, знаете ли, "реакция по обстановке"...
что видим? что обстановки бывают разные.
и суть этих самых обстановок невозможно понять вне стратегического контекста. понимаете?
да. может потребоваться. да, нельзя отказываться. да, исключать нельзя.
но.
бессмысленно планировать сферическую военную операцию в вакууме.
потому что средства проведения таковой операции сильно зависят от контекста, а не диктуются по-простому сиюминутной локальной целесообразностью. такая "реакция на обстановку", даже локально-успешная, легко может принести вред стратегических масштабов, если совершается без осознания и планирования долговременных последствий.
поэтому любые такие операции должны прорабатываться в контексте долговременного планирования.
ну и как вы будете планировать такую военную часть операции, вырванную из контекста операции политической? не имея ни малейшего понятия о том, кто и какими средствами вам противодействовать будет, какие средства будут допустимы, как будет развиваться обстановка после вашего вмешательства?
"сферический десант в вакууме" планировать будете?
или для начала проработаете пути возникновения такой обстановки (до операции) и пути ее завершения (после)? но это уже будет политическая стратегия, не так ли? и она будет диктовать условия военной части всей этой политической операции. которая, тащемта, в зависимости от контекста может быть оч-чень и оч-чень разной.
меня озадачивает ваше стремление рассматривать военную операцию как "реакцию на обстановку", каковой обстановкой является "подписание ассоциации" Украины с ЕС. причем обстановка какбэ должна требовать немедленной военной реакции. вот это удивительно...
![]()