Генеральный консул Китая в Осаке Сюэ Цзянь в своем посте в сети X пригрозил «отрубить голову» премьер-министру Японии Санаэ Такаити. Причиной стал Тайвань, за который Япония готова встать на защиту в случае китайского вторжения.
Еще в пятницу, 7 ноября, в парламенте новый премьер-министр Японии Такаити Санаэ на вопрос депутата, будет ли она считать «экзистенциальным кризисом» для Японии конфликт в водах Тайваня, когда КНР попытается силой подчинить остров, ответила утвердительно.
Важно отметить, что в японском законодательстве термин «экзистенциальный кризис» означает, что страна может использовать военную силу и участвовать в совместных операциях с США и другими союзниками на основе принципа коллективной безопасности. Этот принцип закреплен в японо-американских военно-политических договорах 1951 и 1960 годов.
Генконсул КНР в Осаке Сюэ Цзянь, в свою очередь, болезненно отреагировал на слова премьер-министра Японии Такаити. Он написал в сети Х: «Если она влезет в ситуацию, придется отрубить ее поганую голову, мгновенно и без колебаний. Ты к этому готова?».
Официальный Токио выразил протест китайской стороне. Так, 10 ноября на пресс-конференции генеральный секретарь кабинета министров Японии Кихара Минору отметил, что такие слова неприемлемы для руководителя дипломатического ведомства. И вскоре Сюэ Цзянь удалил провокационный пост. Однако Такаити заявила, что не откажется от своих слов, подчеркнув, что имела в виду крайнюю степень угрозы существованию Японии.
Официальный Пекин не оставил ситуацию без внимания. Представитель МИД КНР заявил, что слова Такаити намекали на военную интервенцию в случае обострения ситуации вокруг Тайваня. Он подчеркнул, что Токио получил решительный протест, а слова премьер-министра назвал «грубым вмешательством во внутренние дела Китая».
В самом японском парламенте тоже не утихают страсти. 10 ноября оппозиционеры резко раскритиковали высказывания Такаити на заседании палаты представителей. Как пишет Sankei Shimbun, понятие «экзистенциальная угроза» ввели в 2015 году во время премьерства Синдзо Абэ. Оно закреплено в законе о гарантиях безопасности. Согласно ему, даже если Япония не сталкивается с прямой агрессией, угроза ее существованию возникает, если атакуют страну, с которой у Токио тесные отношения.
Премьер Фумио Кисида, выступая 7 ноября на комитете по бюджету нижней палаты парламента, привела Тайвань в качестве примера. Помимо морской блокады острова, вражеский удар может быть нанесен и по американским военным кораблям, защищающим Тайвань. Это также будет считаться экзистенциальной угрозой для Японии, поскольку Токио и Вашингтон поддерживают тесные отношения. Более того, конфликт может распространиться на военные базы США в Японии, что будет воспринято как атака на саму страну.
Расстояние между Японией и Тайванем невелико. До японского острова Ёнагуни — всего около 110 километров. Если Тайвань окажется под морской блокадой, китайские истребители смогут проникнуть в воздушное пространство Японии, а морские мины могут дрейфовать в японские территориальные воды. Японское правительство осознает эти риски и уже предпринимает меры безопасности. В марте этого года был обнародован план эвакуации населения с отдаленных юго-западных островов, где проживают около 120 тысяч человек.
Представитель оппозиционной Конституционно-Демократической партии Хироси Оогуси резко раскритиковал слова премьер-министра Такаити. Он заявил, что «огромный вопрос, не ввяжется ли Япония в войну», и потребовал, чтобы премьер-министр взяла свои слова обратно, так как «это заявление слишком громкое и может вызвать реакцию других стран». В ответ министр обороны Японии Синдзиро Коидзуми сказал: «Не совсем понимаю, что вы требуете».
Отметим, перепалка Токио и Пекина проходит на фоне успешной встречи Такаити Санаэ с председателем КНР Си Цзиньпином в Сеуле 31 октября. Власти Японии и Китая заявили о стремлении к стратегическому партнерству. Однако ситуация остается напряженной. Василий Головнин, журналист ТАСС в Японии, считает Такаити жестким политиком. По его мнению, она видит в Китае экзистенциальную угрозу для Японии. А слова китайского генконсула о готовности наказать соседей указывают на серьезный настрой КНР.
Следует добавить, что у японцев и китайцев взаимная нелюбовь обусловлена исторической памятью относительно событий Второй мировой войны, когда японская военщина вытворяла зверства в оккупированных регионах Китая. До сих пор в Поднебесной, воспитывая патриотизм у молодежи, муссируют тему японских злодеяний. И тем более поддержка Японией статус-кво Тайваня вызывает недовольство Пекина. Ситуация обострилась в июле 2025 года, когда Пентагон попросил Токио прояснить роль Японии в возможном конфликте между США и Китаем из-за Тайваня. Также Пентагон потребовал увеличить расходы на оборону до 3,5% от ВВП Японии (сейчас этот показатель составляет 3%).
Ранее Sakh.online сообщал, что премьер-министр Японии не поддержала идею Трампа о запрете на импорт российских энергоносителей. Санаэ Такаити подчеркнула значимость поставок из России для японской экономики.