Судно выставили на продажу в 1992 году. Советский Союз развалился, холодная война закончилась, и у государственного Черноморского строительного завода в Николаеве не было ни копейки. Единственным их значимым активом был авианесущий крейсер, построенный на две трети. Продажа была единственным выходом.
Одним из потенциальных покупателей, к которому украинские власти обратились с соответствующим предложением, стал Китай. В ВМФ искали шанс заполучить авианосец в свой флот с семидесятых годов, когда председатель Мао убеждал страну готовиться к крупномасштабному конфликту с СССР или США. В тот момент Пекин еще не восстановил отношения с Москвой, а над Южно-Китайским морем рыскали беспилотники США. Авианосец, думали в штабе флота, мог бы сыграть решающую роль в грядущей войне.
Чтобы внимательно изучить разные возможности, стоящие в этом плане перед китайским флотом, в конце апреля 1970-го ВМФ Народно-освободительной армии Китая года сформировал специальную рабочую группу под командованием генерала Лю Хуацина (Liu Huaqing). Лю предложил строить свой собственный авианосец, однако Пекин отнесся к идее прохладно: такой проект лишь подогрел бы подозрения международного сообщества в отношении китайских территориальных притязаний, не говоря уж о том, что у страны не было денег на разработку и реализацию такого сложного проекта.
Гораздо более разумным вариантом выглядела покупка уже готового корабля. Поэтому когда в начале 1992 года в Китай поступил сигнал из Украины, ВМФ тут же послал туда своих представителей.
Генерал-майор Чжэн Мин (Zneng Ming), бывший глава управления вооружений при ВМФ НОАК, был тогда членом этой делегации. В интервью Shenzhen Television он вспомнил, что авианосец выглядел очень привлекательно. «В ходе той поездки мы убедились, что это совершенно новый корабль. Все сверкало новизной, от брони до начинки, поэтому мы предложили [Пекину] купить его и привезти домой, — сказал Чжэн. — Но власти не стали этого делать из-за сложной [политической] обстановки».
В тот момент распад СССР и бойня на площади Тяньаньмэнь еще были свежи в памяти дипломатов, поэтому Цзян Цзэминь (Jiang Zemin), тогда занимавший пост главы КНР, выбрал внешнеполитический курс на сближение с США. В итоге Китай отказался от предложения Украины, но некоторые офицеры этих планов не оставили. После поездки китайской делегации прошло четыре года, но крейсер все еще стоял на приколе у черноморской верфи, и покупателя еще не было. Примерно в это время в офисе сорокапятилетнего Сюй, бывшего капитана баскетбольной команды Военштаба Гуанчжоу, прозвенел звонок. Сюй в тот момент был главой Chinluck Holdings, гонконгской компании, которая занималась торговлей, организацией питания и культурно-развлекательных мероприятий, а также недвижимостью (и это далеко не полный список).
Сюй построил себе репутацию в деловых кругах на организации культурно-массовых мероприятий, объединявших гостей из континентального Китая и Тайваня. Например, именно он организовал в 1997 году шоу, в рамках которого тайваньский артист и каскадер Блэки Ко (Blackie Ko, Кэ Шоулян) переехал на машине водопад Хукоу на реке Хуанхэ. Тот же Сюй в девяностых годах привозил на гастроли в Гонконг армейские ансамбли НОАК, РФ и Австралии.
Сюй рассказал, что когда чиновники предложили ему купить для Китая авианосец, они также предупредили его о двух важных осложнениях: у флота почти не было денег, и у проекта не было поддержки со стороны Пекина. Если бы Сюй согласился взяться за работу, ему пришлось бы делать крайне рискованную ставку на то, что в какой-то момент власти пересмотрят свою политику.
«Я был выбран для этой сделки. И я понял, что миссия невыполнима, потому что покупка авианосца — это дело, которым должно заниматься государство, а не какая-то компания или отдельный человек, — сказал Сюй. — Но азарт подталкивал меня к тому, чтобы взяться за эту задачу. Для Китая это был шанс на миллион: купить новый авианосец у верфи, находящейся на грани банкротства».