Про Коцабу
Хочу пару слов посвятить ивано-франковскому журналисту Руслану Коцабе, который выступил против мобилизации на Украине. Во-первых, он не «львовский» журналист, как некоторые пишут, а ивано-франковский. А это две большие разницы. Ивано-Франковск - бастион украинского национализма. И Коцаба отнюдь не поменял своих националистических взглядов, которые не раз декларировал. Просто он «трезвый» националист. Такой, какими должны были бы быть нормальные украинские националисты, если бы это было природным явлением. Ну посудите сами, ну какой нормальный националист будет заниматься уничтожением своей нации в кровавой мясорубке? Какой нормальный националист поверит, что какой-то дядюшка Сэм из-за океана будет болеть всем сердцем за его нацию? Какой нормальный украинский националист поверит в то, что сможет победить «русскую армию»? Совершенно очевидно, что мысль «истинного украинского националиста» должна была быть с самого начала повернута в сторону диалога и компромисса. Но не тут-то было. Не удивительно, что Коцабе трезвая оценка ситуации пришла только после того, как он побывал на фронте и «пообщался с сепаратистами». Абсолютно природно, то что такие люди проявляются именно в «колыбели» природного украинского национализма.
Кстати, уже несколько подзабылось его летнее интервью, которое вышло 24 июня на канале «112». Позволю себе несколько цитат:
«К сожалению, погибнут тысячи людей. Луганск на два порядка лучше вооружен, больше обученных бойцов и мотивация тоже там есть. Когда я две недели назад выполнял задание специального корреспондента в батальоне «Айдар», все говорили «Коцаба герой», туда-сюда, поехал, не побоялся. … Когда я дальше продолжил как журналист, а журналист подчиняется определенным стандартам, то есть взять информацию нужно с двух сторон. Когда я поехал, и так случилось, что Луганская народная республика меня аккредитировала… Я был несколько шокирован, но это означает, что все-таки люди хотят идти на контакт? … Я обращался к коллегам из других каналов, почему бы не поехать вместо того, чтобы с Ютуба брать видео россиян?… Меня это огорчает. … Негативного в слове «сепаратист» нет. «separatio» - это отделение. Они за отделение от Киева, не от Украины….»
«...Я выглядываю в коридор, а там воздушная тревога. Я … бегу куда все бегут. Они бежали в подвал. Вы можете себе представить, я вбегаю в подвал, а там и Болотов, и Никитин и все эти бойцы стоят рядом. И все ждут, когда будет команда «отбой». Я имел возможность полчаса их наблюдать в такой нетривиальной обстановке, очень нервозной. Это реально адекватные люди. Реально ни одного чеченца между ними. Это мотивированные люди. И они реально оружие на обещания власти не сложат. Они погибнут там с оружием в руках… При этом всем они действительно местные. … Мотивация их - это своего рода «майдан». … Все начиналось как «майдан». Они реально хотели сепарироваться от Киева, который требует только налоги, людской ресурс и избирательные голоса. И оставить их со своими проблемами - экологическими, экономическими. Ну нет ведь модернизации никакой, реально! Откачивают последние соки. … Реально, они там в Киеве все зажрались. Как бы киевским политикам было неприятно это слышать, но именно они спровоцировали эту бойню, это братоубийство. Я вообще в шоке, это ведь додуматься нужно, чтоб в 21 столетии использовать так называемое «слепое» оружие. Что миномет, что ракета с самолета, нурсы, птурсы, ПЗРК - это ведь не является точным оружием! Оно дает очень много ошибок!… »
«...Двое российских коллег погибло. Я в интернете читаю, что «так им и надо». Откуда такая ненависть? Они выполняли свой долг! Их не спасли ни бронежилеты ни кевларовые каски. Они были разорваны именно минометным огнем!… »
Но не следует забывать, что Коцаба был активным участником как первого майдана 2004 года, так и второго. То есть, это абсолютно «майданутый» товарищ.
А теперь я представлю небольшую подборку «реакции» на его заявления, которая имела место в последнее время и не заставила себя долго ждать. Это помимо доноса Тараса Демьянива в СБУ, о котором хорошо известно.
Вот цитата самого Коцабы:
«Мне пришли нехорошие такие предупреждения от одной такой когда-то мной уважаемой организации радикальной. «Мы тебе сначала повесим на двери черный венок, потом поломаем тебе ребра, а потом закопаем так, что никто не увидит». Человек, который мне это сказал - мой бывший товарищ, он сейчас в «Правом секторе»… Вот ведь уже сказал какая организация…»
«Юрист» Татьяна Котюжинская: «Что запрещено законом, как злоупотребление правом на информацию? Законом запрещена, например, пропаганда терроризма, оправдание террористических действий - это все законом запрещено. Поэтому, когда человек говорит, что там то нет российских войск, хотя есть свидетельства, что они там есть, что там вообще никаких нет признаков терроризма, что там люди борются за свою свободу - это является оправданием терроризма. Это является злоупотреблением права на информацию. Это запрещено»
Официальное заявление канала "112 Украина» от 18 января: «В ответ на статью интернет-издания "ДУСЯ" под названием "Журналист канала "112" призвал бойкотировать мобилизацию" от 18.01.2015 телеканал "112 Украина" официально заявляет. Журналист Руслан Коцаба не является корреспондентом канала "112 Украина". В свое время Руслан Коцаба был исключительно внештатным корреспондентом (стрингером) канала "112 Украина" в городе Ивано-Франковске и ни в коем случае не был военным корреспондентом канала "112" в зоне АТО. Договор о сотрудничестве между Русланом Коцабой как стрингером канала в Ивано-Франковске и каналом "112 Украина" был расторгнут 31 декабря 2014. Таким образом, журналист Руслан Коцаба не является ни штатным, ни внештатным корреспондентом канала "112 Украина". В последнее время журналист Руслан Коцаба предоставлял свои материалы различным телевизионным каналам, поэтому мы считаем некорректным упоминание имени нашего канала в статье интернет-издания.»
А вот цитата ивано-франковского писателя Тараса Прохасько от 27 января, который поддержал Руслана Коцабу: «И вот, зная про то, что все у нас делается недолуго и преступно, зная про необходимость, про обязанность журналистов говорить всю правду, понимая, что однозначного выхода из теперешней ситуации нет, что руководство, к тому же, всячески избегает честности и прозрачности, как минимум подозревая, каким может быть контакт со службой безопасности, у нас снова появляются стукачи. Какие-то энтузиасты подали запрос на своего коллегу журналиста в службу безопасности. Требуя наказания за то, что он говорил. Понимая, что такое наказание измеряется десятью годами заключения, осознавая, что СБУ в радость работать именно с такими не слишком опасными фигурантами. Какое-то время назад все прогрессивные журналисты показательно жалели убитых французских карикатуристов, которые в своей свободе слова зашли значительно дальше. А теперь готовы отречься от коллеги, который говорит о том, что знает - про проблемность Донбасса, про элементы гражданской войны, про несовершенство и уродство мобилизации, про свое нежелание убивать… И выяснилось, что лучшего способа полемики, как требовать расправы над неудобным журналистом от спецслужбы, которая специализируется на расправах, нет. Просто настучать. И ждать эффективных действий. В их эффективности сомневаться незачем. Домахаются, замордуют и посадят. Совесть чиста, глаза не видят, сердце не болит, солидарность против враждебной агрессии. Уже не обязательно и самому идти на войну, когда вот так становишься героем невидимого фронта»