Пелевин. Больше, чем просто ясновидец?
Бернар Анри–Леви (Bernard–Henri Lévy). французский политический журналист, философ, писатель. Человек, который организовал визит Порошенко и Кличко в Париж в феврале и добился того, чтобы Олланд принял их с официальным визитом.
Те, кто читал S.N.U.F.F, наверняка заметили поразительное сходство сюжета с печальными событиями, происходящими на Украине (имеется ввиду ведущая роль СМИ в развитии военного конфликта, а не любовная линия, конечно).
Оказывается, есть ещё более удивительное сходство романа и действительности:
«Последние несколько войн в паре со мной работал Бернар–Анри Монтень Монтескье... Сам он предпочитал называть себя философом. Так же его представляли в новостях. Но в платежной ведомости, которую составляют на церковноанглийском, его должность называется однозначно: «crack discourse–monger first grade». To есть на самом деле он такой же точно военный. Но противоречия тут нет — мы ведь не дети и отлично понимаем, что сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке... » В. Пелевин. "S.N.U.F.F" 2011г.
И вот «скромный» послужной список Бернара–Анри Леви, сотоящий из тех стран, куда, по его мнению, демократическое общество должно привнести свободу и европейские ценности.
В 1971 году Леви едет в Индию освещать войну за независимость Бангладеш от Пакистана.
В 1986 году – посещает Эфиопию.
В начале 90–х Бернар–Анри освещает конфликт в бывшей Югославии, выступая в защиту боснийских мусульман.
А в 1999 году, после нападения Басаева на Дагестан, тот же Леви рекомендовал Западу признать власть чеченского президента Масхадова и его премьер–министра Басаева.
В том же 1999 году в своих статьях призывал страны НАТО к бомбардировкам в Сербии в пользу «Армии Освобождения Косово». Леви требовал срочного военного вмешательства в сербский конфликт, считая это оптимальным политическим решением.
Через пару лет Бернар–Анри выступил с поддержкой войны с терроризмом в Афганистане, позиционируя себя как борец с мусульманским фундаментализмом в общемировом контексте.
Поддерживал пришедшего в результате революции к власти грузинского президента Михаила Саакашвили, а во время войны 2008 года в Южной Осетии вел репортажи из Грузии.
В 2010 году от имени политической группы «JCall», занимающейся проблематикой урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, подписал петицию в Европарламент с призывом оказать давление на Израиль.
В 2011 году продвигал инициативу по военному вмешательству в Ливии. В этот раз Бернар–Анри Леви – участник переговоров с ливийскими повстанцами в Бенгази. Именно он в 2011 году с помощью Николя Саркози добился международного признания созданного в Ливии в результате переворота Национального переходного совета.
В 2013 году он ведет активную пропаганду против правительства Сирии, выпустив статью, в которой призывает начать вторжение в Сирию против «кровавого режима Башара Асада».
Призвал европейских спортсменов прекратить участие в зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи, дабы выразить протест против насилия в Киеве.
И наконец, 9 февраля 2014 года Бернар–Анри произносит речь на сцене Киевского Евромайдана.
10 февраля речь была опубликована «Le Monde» под заголовком «Мы все – украинцы». Желающие ознакомиться с риторикой одного из самых грозных дискурсмонгеров современности могут сделать это по ссылке
http://inosmi.ru/sngbaltia/20140210/217395420.html.
Как пишет Пелевин: «Любая реальность является суммой информационных технологий. Это в равной степени относится к звезде, угаданной мозгом в импульсах глазного нерва, и к оркской революции, о которой сообщает программа новостей».
Характерно, что на посвященной ему странице Интернет–энциклопедии, кроме скупого перечня гуманитарно–философских миссий Бернара–Анри Леви в те страны, которые, по его мнению, нуждаются в демократии, встречается, в частности, такая фраза:
«Некоторые обозреватели усматривают в присутствии Леви на Майдане предвестие эскалации напряженности в Киеве и на Украине в целом».
В причудливом переплетении сюжета литературного произведения и текущих социальных событий в Украине, образ дискурсмонгера Бернара–Анри Монтеня Монтескье предстает перед нами как живое свидетельство окружающей нас медийной реальности.
Словно сошли со страниц романа Пелевина не только сегодняшние общественно–политические процессы и территория, на которой они происходят, но и действующие лица, участвующие в этих процессах.
И это – еще один повод задуматься над своей собственной интерпретацией происходящего.
Хочется завершить обзор параллелей между книгой и жизнью еще одной цитатой из «S.N.U.F.F.»:
«Враждебного дискурсмонгера, как ракету с разделяющимися боеголовками, целесообразней всего уничтожать на стадии запуска. Вместо того, чтобы выяснять огненную суть его силлогизмов и прикладывать их к своей жизни и судьбе, надо прежде всего поинтересоваться источниками его финансирования и стоящими перед ним задачами — то есть вопросом, кто это такой и почему он здесь.
Этого практически всегда достаточно, ибо появление открывающего рот тела перед объективом телекамеры никогда не бывает спонтанным квантовым эффектом. Как не бывает им и сама телекамера».