Выхолощенный советский дипломат отражает критику Конгресса
ВАШИНГТОН - Советский дипломат в своём экстраординарном выступлении в комитете конгресса в четверг, защитил меры, принимаемые Кремлём для ликвидации Чернобыльской катастрофы, и отмёл критику самой страшной аварии на АЭС в истории, напоминив американцам об их собственной катастрофе с Шаттлом Челленджер.
Это выступление, одобренное Кремлём, случалось лишь однажды в истории советско-американских отношений, и оно послало сигнал американским официальным лицам о том что Москва здесь и в Европе хочет смягчить критику аварии, вызвавшей облака радиоактивных осадков.
Ничего сказанного советским дипломатом, Виталием Чуркиным, было новым, но его желание свидетельствовать перед Конгрессом было трактовано как минимум, как попытка объясниться перед, если вообще не умиротворить западное общественное мнение.
Чуркин, со своей молодой внешностью и свободным английским, отрицал что СССР скрывал данные, он ловко парировал неудобные вопросы комитета по энергии и подкомитета по коммерции и даже выговорил им не разговаривать с его страной в командном тоне.
"Я не эксперт в ядерной энергетике, у нас нет АЭС в нашем посольстве", сказал он в один момент, вызвав смех в людной палате заседаний.
Но обмен мнениями был подчас острый, когда конгрессмены требовали у него детали и обвиняли СССР в замалчивании проишествия. Под давлением, Чуркин давил в ответ.
Конгрессмен Рой Вайден(демократ из Орегона) спросил: "Можете ли вы сказать мне, простым языком, что произошло и почему это произошло?"
Чуркин моментально ответил: "Можете ли вы сказать мне, простым языком, что случилось с Челленджером? ... Это событие, которого никто не ожидал."
При практичеcком отсутствии прямого контакта с советскими официальными лицами, Чуркин сразу стал звездой прессы. Как минимум два телеканала набросились на него после слушания и соревновались за то чтобы включить советскоог дипломата в свои вечерние новостные программы. Знакомые с советской пропагандой, ворча дали высокие оценки его выступлению.
Я не могу поверить своим глазам, сказал один из представителей Госдепартамента, когда свежее лицо Чуркина с ранней сединой на голове появилось в прямом эфире Cable News Network во время слушания. "Я был впечатлён, несмотря на незавидность его положения"
Он был ловок.
Он был ловок и выхолощен, легко менял роли, отвечая на типичные вопросы конгрессменов", добавил представитель Госдепа.
Неудовлетворённые официональные лица США также быстро заметили открытость американской системы, которая предоставила советскому спикеру автоматическое преимущество: Ни один представитель США не может выступить в прямом эфире советских телеканалов со своим взглядом на Чернобыльскую Катастрофу.
Удивлённый представитель Госдепа назвал выступление Чуркина перед конгрессом "очень необычным, если не беспрецедентным". Он попытался уйти от вопросов о прецедентах сказав что не хотел бы играть в викторину.
Историк конгресса нашёл прецедент появления в 1982м году советского торгового представителя, Владислава Наварова перед Экономическим комитетом во время слушания по бюджетной и налоговой политике.
Комитеты конгресса обладают судебной властью(имеют право допрашивать), но эта власть распространяется только на граждан США. Плюс к этому, дипломаты обладают иммунитетом, который даёт им право избегать подобных допросов если это не выгодно их правительству.
Конгрессмен Эдвард Марки(демократ от Массачусетса), председатель подкомитета, предложил советскому посольству прислать свидетеля на наспех созванное слушание по поводу аварии.
Прибытие Чуркина, человека чуть более 30 лет, шокировало всех, и позже стало известно что он был направлен на слушание всего за час до него. Он является вторым секретарём, специализирующимся по контролю за вооружениями, он также до этого обсуждал международные дела с представителями США.
Он несколкьо раз сказал конгрессменам что у него нет никаких технических деталей, ограничившись лишь общими рассуждениями отвечая на вопросы в течении своего двухчасового появления в Конгрессе.
"С водой и воздухом в районе Киева всё в порядке", сказал он отметая сообщения о массовых жертвах. "Нет никакой причины для беспокойства", сказал он успокаивающе.
Позже, конгрессмен Джеймс Шоер(демократ от Нью-Йорка) спросил почему европейские лидеры столь раздосадованы действиями СССР если последний предоставляет всю необходимую информацию, как заявил Чуркин.
"Я считаю это оскорбительным когда люди заявляют что мы чего-то не сделали, не зная фактов", ответил Чуркин. "У вас не получится разговаривать с моей страной в командном тоне".
В последние недели, советское посольство провело две очень необычные пресс конференции, объясняя советскую позицию по оружию, Чуркин выступал на обеих.
2 мая, 1986 года, Los Angeles Times.