КОМАНДИРЫ КОРАБЛЕЙ
Помните? "Золотой теленок"...)
Постараюсь дополнить свои мемуары "живописными подробностями", чтобы теперь от мифического "Истпарта" ничего не ускользнуло.- Вася! - закричал первый сын лейтенанта Шмидта, вскакивая. - Родной братик! Узнаешь брата Колю?
И первый сын заключил второго сына в объятия.
- Узнаю! - воскликнул прозревший Вася. - Узнаю брата Колю!
Счастливая встреча ознаменовалась такими сумбурными ласками и столь необыкновенными по силе объятиями, что второй сын черноморского революционера вышел из них с побледневшим от боли лицом. Брат Коля на радостях помял его довольно сильно. Обнимаясь, оба брата искоса поглядывали на председателя, с лица которого не сходило уксусное выражение. Ввиду этого спасительную комбинацию тут же на месте пришлось развить, пополнить бытовыми деталями и новыми, ускользнувшими от Истпарта, подробностями восстания моряков в 1905 году. Держась за руки, братья опустились на козетку и, не спуская льстивых глаз с председателя, погрузились в воспоминания... Рыжеволосый вполне освоился с обстановкой и довольно толково, хотя и монотонно, рассказал содержание массовой брошюры "Мятеж на Очакове". Брат украшал его сухое изложение деталями, настолько живописными, что председатель, начинавший было уже успокаиваться, снова навострил уши.
Самый сложный маневр корабля - постановка его к стенке. Ошибки при выполнении этого маневра недопустимы. Командир корабля должен обладать отменными глазомером и реакцией, равно как и звериным чутьём! В случае аварии при швартовке командир корабля может быть отстранен от должности - за низкие морские качества. Кому интересно - посмотрите на "ютубе" или "Нейтральные воды" (в этом фильме К. Лавров командует швартовкой ракетного крейсера "Грозный" пр.58. Кстати, в "роли" американского фрегата "снимался" БПК пр. 61 "Комсомолец Украины". Как дико звучит сейчас это словосочетание! Комсомолец Украины... А ведь корабль был отличный! На моей памяти, по крайней мере), или "Командир корабля" (консультировал этот фильм старпом с эсминца "тридцатки-бис" капитан 3-го ранга Василий Николаевич Виргинский - в последующем грозный вице-адмирал и положительный герой моих записок). Во втором случае сюжет показан более чем КЛАССИЧЕСКИ - эсминец маневрирует машинами - "обе малый вперед", гася инерцию заднего хода... ютовые кидают бросательные концы... с берега матросы принимают швартовы... Красиво показано!
Так вот... Один из черноморских эсминцев возвращался в Севастополь из Николаева после ремонта. Вместе со штатной командой на переходе была сдаточная бригада заводчан - машины на ходу опробовали. Кстати, как рассказывал отец, уровень выучки и подготовки заводчан был таков, что они могли стоять вахту не хуже кадровых матросов. А может и получше! При подходе к Минной стенке командир эсминца замешкался и не успел своевременно поставить машины на реверс, "промазали" - маневр пришлось повторять. С третьей попытки корабль был все-таки поставлен к стенке. После того, как "от мест отошли", к командиру корабля - капитану 3-го ранга с академическим "ромбиком" - подошел какой-то замшелый дед-заводчанин в кепке.
"Товарищ майор!Разрешите обратиться?".
Командир корабля даже не удивился тому, что его назвали ПЕХОТНЫМ (!!!) званием - "...ну что этот пень болотный понимает во флотских делах?".
"Да, обращайтесь!"
"Товарищ майор, скажите, а почему Вы так долго пароход() к стенке поставить не могли?"...
Случай - фактический.
В конце пятидесятых старпома одного из передовых эсминцев ЧФ направили на учебу в Военно-морскую академию.Он закончил учебу и был назначен в должность командира на такой же эсминец. Прибыл в Севастополь на бригаду и скис... Этот сминец был в числе отстающих - низкая морская выучка команды, постоянные залёты горячо любимого личного состава и т.д. и т.п. На следующий день в Отдел Кадров ЧФ (к его начальнику капитану 1-го ранга Баранову) пришла жена выпускника-академика - в порядке приема по личному вопросу.
Пришла и сказала, как отрезала - "МЫ этим кораблем командовать не будем!".
Случай - фактический. На ЧФ это выражение стало крылатым!
Весной 1980-го меня вызвали в "кадры" соединения - пытались рассмотреть вопрос о моем назначении на другую должность. Я был малость в растерянности, самую малость - назначают, вроде как, с повышением, но больно уж "муторная" были и часть, и должность. Пришел к отцу и поделился с ним своими сомнениями - мудрый человек был, службу знал "изнутри". Отец подумал-подумал и сказал, как отрезал - "МЫ этим кораблем командовать не будем!".
Далее... Всё остальное было делом техники!


Разрешите обратиться?".
Ответить с цитированием