«Зовут меня Артем. Фамилия Сущевский. 1972-го года рождения. Место жительства – славный город Донецк не менее славной Украины. Примерный семьянин, и уж скорее всего, безнадёжно примерный. Двое детей, оба пацаны, 1994-го и 2009-го годов «выпуска». Работаю дизайнером мебели и интерьеров, но о работе не пишу – опилок и в жизни более чем достаточно», – представляется loboff в своем ЖЖ. Артем Сущевский рассказывает «Газете недели», что стал активно публиковать записи в блоге последние три месяца, поскольку на работе не поступали заказы и было много свободного времени.
Он родился на Украине, но с шести до шестнадцати лет прожил в Тюменской области. Военная служба прошла в Москве. С Россией его связывают и многочисленные родственники из разных городов, поэтому размышлений, куда бежать от войны, не было.
О причинах переезда блогер пишет так:
«Сразу оговорюсь – бежали мы не от войны. Война в Донбассе довольно странная, и, как бы дико это ни звучало со стороны, с ней вполне можно мириться – если есть хоть небольшое поле для тактических маневров. Пока в двадцати километрах от тебя летают снаряды и свистит «Град», ты вполне можешь ходить на работу, пить пиво, жевать пиццу и в целом вести почти обычный образ жизни. Главное – успеть переместиться ещё куда-нибудь на двадцать километров в сторону, когда веселье придёт и к твоему порогу тоже. Мы ждать этого замечательного события не стали, хотя возможность и была. И бежали мы не от войны, а от её завтрашних последствий».
Взяв самые ценные вещи и сняв деньги с банковских карт, 12 августа Сущевские на автобусе выехали из Донбасса в Ростовскую область. Семья намеревалась поехать в Липецк, к своим родственникам. По пути подумали заехать в Саратов и навестить там интернет-знакомых. Город понравился не только Артему, но и членам его семьи: внезапно было принято решение остаться здесь жить, тем более что новые друзья готовы обеспечить временным жильем.
Сущевский был удивлен, когда узнал, что сами саратовцы свой город недолюбливают и коверкают его название не вполне печатным словом. Для него это самодостаточный провинциальный город, который располагает к тому, чтобы просто жить.
«И за это ты ощущаешь к нему несомненную благодарность – за саму возможность спокойной, размеренной жизни, – пишет блогер. – Словом, сам себе не верю, но, похоже, я и правда нашёл город, который смог бы полюбить даже больше, чем Питер. И при этом знаете, что забавнее всего? При всех моих дифирамбах выше я вполне вижу, что город... Да, обшарпанный. Да, запущенный. И дороги битые, даже в центре. И дома нуждаются в реставрации. И во дворах не мешало бы закатить рукава и навести порядок. И кучу развалюх надо бы снести или как-то так оформить, чтобы вписывались в пейзаж. Да и грязновато, если уж на то пошло. То есть по-хорошему город просто кричит: «Денег! Дайте мне денег! Приведите меня в порядок! Доведите меня хотя бы до состояния Ростова по уровню ухоженности! Я ведь тогда и вовсе заблистаю прекраснейшей жемчужиной среди городов русских!» Но что самое удивительное – все эти недостатки, вся эта неряшливость и неухоженность отчего-то не раздражают. Город просто выше этого, и своим высоким он заражает живущих в нём тоже».
После знакомства с городом и изучения главных достопримечательностей начались поиски работы. К удивлению Артема Евгеньевича, уже со второго собеседования он был принят на испытательный срок в мебельную компанию. «Конечно, работа не совсем такая, какая была дома. Но я реалист и понимаю, что весь мой опыт, наработки, авторитет, приобретенный на Украине, здесь оценивается намного меньше. Если человек этого не понимает, то его ждет разочарование». Уровень саратовских зарплат он считает вполне соответствующим месту его проживания.
Старший сын, которому исполнилось 20 лет, тоже уже приступил к работе. О продолжении его образования подумают на следующий год, когда семья встанет на ноги. Пятилетний младший останется под наблюдением мамы – Сущевские уже наслышаны о том, насколько трудно устроить ребенка в детский сад.
Местные жители показались доброжелательными и приветливыми. Негативного отношения Артем Сущевский не ощутил – наоборот, проявляемое отовсюду сочувствие. «Ой вы бедненькие», – слышишь бывало. Чем же я бедненький? Иногда хочется сказать в ответ: «Да не надо нас жалеть, у нас всё нормально!» Мы ведь уехали относительно вовремя, под обстрелами побывать нам так и не довелось. Есть ведь люди, которые из-под пуль взяли первое попавшееся под руки, которые живут в лагерях для беженцев. Нам по сравнению с ними грех жаловаться на судьбу», – говорит собеседник.
Со своими соотечественниками Сущевские здесь не сталкивались, и, по признанию главы семьи, желания встретиться нет. Потому что начнется перемывание всего того, о чем хочется быстрее забыть: «Если бы была возможность вернуться, пока окончательно не обустроились здесь, даже не задумываясь, собрали бы вещи и уехали домой. Но мы понимаем, что это невозможно. Поэтому хочется отпихнуться от прошлого ногами и окунуться в новую жизнь».