ЧЕРНАЯ МЕТКА ДЛЯ ЭРДОГАНА НА САММИТЕ НАТО В ВАРШАВЕ,
или
Олимпийский казус Януковича
Алексей НИКОНЕНКО, специально для
— А что это за черная метка, капитан? — спросил я.
— Это вроде как повестка, приятель.
Стивенсон, «Остров сокровищ».
Интересную информацию озвучил на днях Вячеслав Никонов во внеочередном выпуске «Воскресного вечера с Владимиром Соловьёвым» (24 июля 2016 г.).
Никонов сказал: «На последнем саммите НАТО в Варшаве Эрдогану никто не подал руки. Никто. В том числе и президент США Барак Обама, в том числе и руководство НАТО». Варшавский саммит НАТО (08-09 июля) предшествовал неудавшейся попытке свержения Реджепа Тайипа Эрдогана с поста президента Турции (15-16 июля). Вячеслав Алексеевич как раз и говорил о связи между этими двумя выдающимися международными событиями.
Как известно, господин Никонов является не только председателем комитета Госдумы по образованию, но он также известный политолог и профессиональный «американист» (доктор исторических наук, профессор). Тем не менее, очевидно, что в полемическом задоре профессор Никонов немного погорячился. Конечно же, со строго научной точки зрения никак нельзя утверждать, что Эрдогану не подал руки совсем уж «никто». Наверняка крутились вокруг какие-то натовские военные, дипломаты, работники аппарата, секретари и помощники эрдогановских коллег - соратников по Альянсу. Опять же Порошенко. О встрече турецкого лидера с украинским президентом сообщали все киевские СМИ. Сообщали много, подробно, с некоторым даже придыханием («Эрдоган заверил Порошенко в неизменности стратегического партнерства», ZN.ua). И т.д. и т.п.
Однако, отдав дань академической точности, которой обычно столь привержен профессор Никонов, приходится признать, что в СМИ действительно не появлялось сообщений о переговорах Эрдогана с кем-то серьёзней Порошенко. С тем же президентом США или руководством НАТО. Что и констатировал Вячеслав Алексеевич. И не только он. Вот и Стивен Коэн (тоже профессор, уже американский) признал (в программе Джона Батчелора), что июльский саммит НАТО в Варшаве наглядно показал, насколько «сильно охладели» отношения между Эрдоганом и лидерами НАТО.
Казалось бы - охладели отношения, ну пусть себе и охладели. Повод ли это, чтобы так сразу взять и организовать переворот? Например, Николай Злобин (другой эксперт) в упомянутой выше программе Соловьёва громко кричал, что связи никакой нет, и все разговоры об этом – детский лепет. Никонов же в свою очередь напоминал о факте, предопределившем, по его мнению, и третирование Эрдогана в Варшаве, и последовавшую затем попытку переворота в Турции. А именно – то, что за несколько дней до саммита НАТО Эрдоган помирился с Владимиром Путиным и принёс извинения за сбитый российский самолёт.
Можно долго спорить об этой гипотезе, можно до хрипа приводить аргументов «pro et contra». Так, следуя линейной логике, казалось бы, коль скоро в НАТО отказались «подписаться» за Эрдогана после предательского удара по СУ-24, то извинение, разрядившее обстановку, должно было бы только приветствоваться? Да? Или нет? Ведь, с другой стороны…, или с третьей…, или с четвёртой…, с пятой…. В общем, можно понять Гарри Трумэна, который в таких случаях требовал «односторонних» советников.
На самом деле прямо сейчас спорить бессмысленно. Рано или поздно закулисная подоплёка событий станет явной. Причём скорее рано, чем поздно: «Викиликс» не дремлет. Найдётся ещё какой-нибудь Ассандж. Или Сноуден, или Брэдли Меннинг, да мало ли. А есть ведь ещё и ушлые пранкеры…
Поэтому никаких «pro et contra». Только ассоциация. Случай свежий, сравнительно недавний.
Дело было в начале февраля 2014 года. В Киеве уже вовсю скакал Евромайдан, уже горели шины на баррикадах, были уже и первые «сакральные жертвы». Но, как казалось, ситуация стабилизировалась и тогдашний президент Украины Виктор Янукович улетел в Сочи, где начинались Зимние Олимпийские игры. Да-да, та самая Олимпиада, о которой начали врать задолго до открытия, и теперь врут снова. Но тогда… Тогда это была волшебная сказка, запредельно, фантастически прекрасная феерия. Позже, уже закрывая Олимпиаду, президент Международного олимпийского комитета Томас Бах со слезами на глазах назвал её лучшей в истории Игр. Может быть, как раз память об этих слезах не позволила главе МОК окончательно потерять лицо, разбирая вопрос об участии российской сборной на Олимпиаде в Рио…
Но сейчас не об этом.
Тогда праздник спорта только начинался, стартовав с нечеловеческой красоты церемонии открытия. А на следующий день, с самого утра ко мне стали звонить и писать друзья и знакомые. «Почему не показали Януковича?» - интересовались те, кто церемонию видел. «Правда ли что Януковича не показали?!» - спрашивали те, кто не смотрел.
- То есть, как это не показали?!! – мне оставалось только удивляться – Я же своими глазами видел эту нелепую шкафообразную фигуру, радостно размахивавшую здоровенным жёлто-блакитным флагом, приветствуя украинскую сборную, проходившую под гостевыми трибунами.
Но оказалось, что именно так оно и было: телезрители Украины (кроме тех, кто смотрел церемонию по российскому телевидению через спутниковую «тарелку») – не имели никакой возможности насладиться созерцанием своего президента. Для них Януковича в трансляции не было. От слова «совсем». Украинскую сборную – показали, вот она, красиво марширует, а президента страны на трибуне – нет. Пустое место. Точней, пустое кресло.
Тут же, натурально, началось бурление в новостных лентах и, особенно, в соцсетях. Главным героем (отрицательным, разумеется) назывался… ну, вы и сами знаете. «Путин ‘опустил’ Януковича», «Как Путин его не уважает», «Даже Путин его презирает», etcetera, etcetera….
Тут приходится напомнить, что тему взаимоотношений с Владимиром Владимировичем (и сравнений с ним) окружение Виктора Фёдоровича всегда пользовало нещадно. Особенно в месяцы Евромайдана. Особенно, и, в конечном счёте, наиболее успешно – эксплуатировался страх Януковича оказаться в зависимости от российского коллеги, что казалось неизбежным, если пойти на силовой разгон оккупировавших центр столицы «мирних протестувальників». Ну, как же, как же: «Запад нас осудит!», «Европа отвернётся!», «Америка сурово накажет! Байден звонил и предупреждал!». Кстати, да. И звонил, и предупреждал. Во всех острых ситуациях, когда «Беркуты» выбивали распоясавшихся «мирних протестувальників» из захваченного ими правительственного квартала Липки, и сгоняли их вниз, где весь «многомиллиардный протест» ужимался до крохотного пятачка за хлипкими баррикадами «Евромайдана», и до окончательного разгона оставался только шаг, только полшага. Вот тогда и звонил вице-президент США Джо Байден и предупреждал. Многократно, да.
NOTA BENE. Сейчас Янукович зависит от Путина АБСОЛЮТНО. Виктор Фёдорович существует ТОЛЬКО по милости не в меру гуманного Владимира Владимировича. Если добавить к этому, что экс-президент Украины лишился и своего излюбленного фетиша – чудовищно-вульгарного, но бесконечно обожаемого им персонального «рая» в Межигорье – то как тут не задуматься о том, что лишь Создатель всего сущего может с такой ювелирной точностью вершить свой беспристрастный Суд.
Но мы забежали немного вперёд. Тогда же, в начале февраля 2014 года, отсутствие Януковича в трансляции открытия Олимпиады казалось темой исключительно благодатной для всех, кто пользовал Виктора Фёдоровича на предмет «евроинтеграции» и «евроассоциации» и кто уже радостно потирал руки, собираясь вволю оттянуться, распевая песню «Путин тебя обидел».
Жаль только, разъяснилось всё слишком быстро, буквально сразу же. Оказалось, что на территорию Российской Федерации, как на страну-хозяйку Олимпиады, трансляцию вел российский же Первый канал. И там машущий Янукович наличествовал. На США, как на страну вечно «исключительную», транслировал американский национальный канал (совершенно без понятия, был ли там Виктор Фёдорович). А вот на весь остальной мир, в том числе на Украину, трансляцию, по соглашению с МОК, вела компания OBS (Olympic Broadcasting Services). И вот там, как сказано выше – никакого Януковича уже не было.
- Как такое возможно? – допытывались у руководителя Первого Канала Константина Эрнста.
Имелось в виду – как такое возможно чисто технически? Как было возможно в прямой трансляции показать вместо машущего Януковича его пустое кресло, если сам он в это время над ним креслом громоздился и, как сказано, очень рьяно махал флагом.
- Ну, если специально, то всё возможно, - меланхолично ответствовал Константин Львович.
В Киеве тогда «путинскую» тему ещё попытались поиграть самые оголтелые, вроде «Цензор.НЕТ» («по просьбе организаторов Олимпиады были учтены пожелания российских телеканалов и для них картинка несколько отличалась» - дивная фраза, лишённая вообще какого бы то ни было смысла). Но сюжет явно был тухлый, и его постарались поскорей замять.
Что означало это откровенное хамство? Отметим – хамство именно «специальное» - по сверхавторитетному мнению Эрнста. И чьё именно хамство? - OBS или МОК? Получили ли ответственные за трансляцию администраторы (МОК? OBS?) соответствующие «темники»? Они что-то такое знали? Или только догадывались? Неизвестно.
Как неизвестно, знали ли что-то заранее целых три европейских министра иностранных дел - из Германии и Франции и Польши – когда 21 февраля уговаривали капитулировать уже победившего (в который раз) Януковича, в последний раз эксплуатируя его инфантильную веру в «европейские ценности», в «Запад» и его «порядочность»? Знали ли? Догадывались ли? – неизвестно.
Как неизвестно также, знали ли что-то, или только догадывались коллеги Эрдогана по НАТО, третируя его на Варшавском саммите. Хотя это, пожалуй, было как-то странно – столь откровенно манкировать руководителем страны, «опорной» для НАТО в этом самом горячем регионе планеты. Страны, к тому же обладающей (точней, тогда ещё обладавшей) едва ли не самой боеспособной (после США) армии в этом военном Альянсе?
Всего этого мы не знаем. Точно можно сказать лишь одно: Эрдоган – он не Янукович. И, в отличие от своего украинского экс-коллеги, он в этом варшавском хамстве, видимо, что-то такое углядел. Что-то неприятное и тревожное. И, похоже, принял свои меры.
- …Если они пришлют мне черную метку, … скачи к этому проклятому доктору, и скажи ему, чтобы он свистнул всех матросов на палубу — всяких там присяжных и судей — и накрыл всю шайку старого Флинта, всех до одного, сколько их еще осталось в живых…
Стивенсон, «Остров сокровищ».