Без мира и с компромиссами. Какие угрозы несет Украине саммит в Швейцарии и можно ли их избежать
Европейские выборы? Саммит НАТО? Уладение проблем в отношениях с соседями? Для украинской дипломатии все эти и другие международные вопросы пусть не исчезли полностью – но превратились во второстепенные.
Уже долгое время ключевые усилия и центра, и посольств направлены на саммит мира в Швейцарии – первую встречу лидеров, которые должны были собраться для согласования очертаний "справедливого мира" и путей завершения российской агрессии.
Однако подготовка к саммиту, который состоится через 10 дней, идет не по плану. Те достижения, на которые рассчитывали устроители, теперь исключены.
Более того, высока угроза, что саммит лишь ударит по Украине.
"Европейская правда" имела возможность ознакомиться с текстом подготовленного решения саммита, и оно не придает оптимизма.
Уступки, которые протиснули Швейцария и государства Глобального Юга и с которыми в конце концов согласился Киев, очень опасны. Из документа убрали ключевые идеи, ради которых в принципе организовывали встречу на самом высоком уровне. А еще проект решения саммита подрывает роль "формулы мира Зеленского" как сценария, который должен привести к справедливому миру.
Поэтому среди партнеров звучит даже идея о том, чтобы отказаться от общего решения вообще.
В противном случае в будущем понадобится филигранное мастерство дипломатов, чтобы обойти те опасности, которые появятся.
В медиа звучат также вопросы статусности саммита, которую подорвали действия не только России и Китая, но и, к сожалению, США. Впрочем, эти проблемы в значительной степени удалось решить: саммит в Швейцарии будет событием мирового масштаба. Лишь бы он не инициировал новые саммиты, которые еще больше будут играть против интересов Украины. А это еще одна, вполне реальная опасность.
Мы подробно описали эту историю в статье, а также объяснили ее в видеоформате для тех, кто предпочитает видео.
Формула победы
Прежде всего, нужно кратко определить, какую именно идею Украина и ее единомышленники первоначально вкладывали в Саммит мира. Потому как раз на этом этапе "измены" совершенно не было. Напротив, эта идея оказалась очень полезной и помогла остановить очень вредные для Украины процессы.
Еще осенью 2022 года на саммите G20, состоявшемся с участием президента Зеленского (он выступал по видеосвязи), Украина официально представила ключевым странам мира так называемую "формулу мира Зеленского" – перечень из 10 пунктов , которые определяли украинское видение завершения российской войны.
Через два года все эти пункты остаются актуальными и желанными для Украины.
Будем говорить прямо: этот план корректно называть не только "украинской формулой мира", но и "формулой победы Украины". Исходя из нее, Россия должна признать свое поражение, отказаться от оккупации, компенсировать нанесенный ущерб, наказать виновных в совершении агрессии, включая создание "трибунала для Путина" и т.д. Так что с самого начала речь шла не о плане "примирения" между жертвой и агрессором, а о справедливом наказании России под международным принуждением.
Следует также понимать, что появление этого плана в 2022 году не означает, что тогда хоть кто-то рассчитывал на его скорейшее выполнение. Цель была другой, и она сработала на все 100%.
Тогда многие мировые игроки начали продвигать свои "мирные идеи", которые предусматривали уступки со стороны Украины – отказ от части территорий, ограничение суверенных решений.
Эти инициативы находили поддержку даже в государствах, которые у нас относят к "дружественным".
Корень проблемы заключался в том, что значительная часть мировых политиков на самом деле не против контролируемого и ограниченного поражения Киева, лишь бы прекратилась война в этой далекой Украине, а ее последствия перестали бить по их электорату.
Многие даже в государствах Запада, даже в руководстве США, до сих пор наивно считают, что ограниченные уступки Украины агрессору позволят вернуть мир в Европу. Тогда, в 2022 году, такие мнения были еще более распространены. Продвигать их направления политики государств Запада не могли (потому что это слишком токсично), но разнообразные китайские, индонезийские и т.д. планы "умиротворения агрессора" падали на плодородную почву.
Украинский мирный план должен был прекратить или, по крайней мере, заморозить эти процессы – и он этого достиг.
Появление и активное продвижение мирного плана Зеленского заняли эту нишу. Многие государства и организации, включая Евросоюз, публично провозгласили, что считают украинский план единым и безальтернативным и готовы работать над его воплощением. В то же время альтернативные "мирные планы" маргинализировались.
(Не)умение остановиться
Чрезвычайно важной деталью украинской инициативы было то, что она не требовала от Киева согласовывать все это с Москвой, и вообще не предусматривала участия России на протяжении всего процесса. Напротив, идея заключалась в том, что сначала мир все согласовывает, а уже потом из-за давления "принуждает Россию к миру".
Но любой план нуждается в переговорах. Так работает дипломатия в мире. И если эти переговоры не будем вести мы, то кто-то другой будет вести их за нас.
Именно поэтому Украина не могла просто ограничиться презентацией своих 10 пунктов и дальше ждать "согласия на болотах". Мы должны были демонстрировать как минимум заинтересованность. Поэтому и появились известные читателям "встречи советников" по поводу "формулы мира", которых прошло четыре: в Копенгагене (Дания), Джидди (Саудовская Аравия), близ Валетты (Мальта) и в Давосе (Швейцария).
Киев каждый раз представлял эти встречи как победу, хотя это далеко не всегда было так.
Единственным действительно "победным" событием стала встреча советников в Джидде, ведь там к переговорам удалось привлечь Китай, и это, по сути, нейтрализовало активного адвоката "альтернативного мирного плана". Но успех оказался одноразовым: вскоре китайцы нашли повод обидеться на Киев из-за одного из голосований в Генассамблее ООН и вышли из диалога по мирному плану.
А одновременно – перешли к более активной поддержке агрессора на поле боя.
Дальше была пощечина от Пекина, когда китайский представитель был в Давосе рядом с местом очередной встречи советников, но демонстративно проигнорировал ее . Киев до сих пор не прекращает попытки вернуть китайцев за стол переговоров, но все они (ожидаемо) были напрасными.
Но самой большой проблемой стал не вопрос участия или неучастия китайцев.
Главная беда – то, что украинская сторона действовала, несмотря на изменения вокруг.
Не изолировав Россию, не перетащив Китай на свою сторону (облишим в стороне вопрос о том, было ли это возможно), не имея предпосылок на поле боя и т.п., которые заставили бы другие государства поверить в нас – Украина стала настаивать на проведении Саммита мира. При этом в Киеве задались целью привлечь как можно больше государств мира. Даже находящихся в орбите влияния Китая.
Украинские дипломаты получили указание во что бы то ни стало добиваться принятия совместного решения саммита, то есть понравившегося всем участникам – от Польши и Британии до Аргентины и Конго. Хотя было очевидно, что при таком широком консенсусе решение точно не будет отвечать украинским амбициям .
В частности - относительно "формулы мира", которая нравится далеко не всем в мире.
Словом, одержав в 2023 году реальную дипломатическую победу, когда удалось "забетонировать" украинскую "формулу мира", в 2024 году Киев собственноручно поставил это достижение под угрозу. Хотя никто не заставлял украинскую сторону торопиться с проведением саммита.
"Обнуление" мирного плана Украины
Сейчас до даты саммита осталось всего 10 дней, так что финальный проект решения уже готов. Швейцарцы учли в нем предложения ключевых игроков (да и сами добавили несколько не очень хороших нам правок) и разослали то, что получилось, в столице государств-участников для окончательной процедуры согласования перед этим.
Этот документ уже оказался в отдельных СМИ ; "ЕвроПравда" также располагает им.
И он полностью разрушает первоначальную идею саммита мира.
Напомним, у Украины был четкий план и даже публично коммуникировал его.
Встреча лидеров в Швейцарии не должна была принести полноценного прорыва вроде завершения войны, при этом должна была привести к общемировому признанию "формулы мира Зеленского".
Важная деталь: поскольку у украинского мирного в целом нет шансов на утверждение низкой государств "глобального юга", и в Киеве это прекрасно осознавали, то для них придумали креативную схему. Участникам саммита дали возможность не приобщаться к формуле в целом, а каждая страна могла выбрать для своей поддержки только один или несколько пунктов. К примеру, все без исключения государства Африки поддерживают пункт плана о продовольственной безопасности и еще какие-то "неконфликтные" пункты. И никто не потребовал бы от них приобщаться к позиции о выводе войск РФ из Украины. Киев заранее соглашался с такой избирательностью.
Итак, по замыслу организаторов страны-участницы саммита объединялись в девять секторальных групп, каждая из которых разрабатывала механизм выполнения каждого из пунктов "Мирного плана Зеленского". Далее эти девять механизмов объединялись бы в крупный комплекс с ультимативными требованиями к РФ, и уже на этом этапе к разговору могли пригласить Россию с требованием выполнить план, разработанный мировым сообществом.
Именно такую философию имел написанный на Банковой первый проект коммюнике саммита, который Банковая передала Швейцарии еще в апреле (ЕП могла с ним ознакомиться).
Но под давлением Берна и других столиц этот план был полностью пересмотрен .
Ключевое изменение – это то, что "мирный план Зеленского" не является безальтернативным или даже ключевым документом для урегулирования войны.
Теперь речь идет о том, что участники саммита основываются на "украинской формуле мира и других мирных предложениях", без особой роли любого из них. Следовательно, категорически неприемлемый для нас план Китая (в котором отдельные пункты больше похожи на составляющие капитуляции Украины), или африканский план, который в свое время одобрил Путин , или другие идеи, каждая из которых основывалась на уступках Украины агрессору – получают ровно такую же легитимность , как и украинский "мирный план"
Из проекта вычистили также все пункты, которые могли служить мостиком к "мирному плану Зеленского", как перечень его пунктов. И, конечно, теперь вообще ничего нет о той идее, с которой Банковая исходила первоначально – что государства-участники первого Саммита мира должны разделиться на группы и разрабатывать дорожные карты воплощения этих пунктов.
Спрашивается: зачем Киев согласился на такие изменения?
В общем, ответ очевиден. В попытке увеличить количество государств-участников саммита украинская сторона столкнулась с тем, что ее креативный подход по частичному привлечению государств к поддержке формулы мира не нашел понимания и поддержки со стороны части партнеров.
"ЕвроПравде" неизвестно, кто именно был противником такого подхода и чья позиция стала ключевой. Был ли это, например, Китай, до последнего не говоривший ни "да", ни "нет" и выдвигавший новые и новые условия и замечания.
Впрочем, можно с уверенностью говорить, что такая уступка имеет далеко идущие последствия. И есть очень большой вопрос о том, оправдана ли она.
А теперь это ушло в прошлое, ведь если Киев одобрит решение саммита в нынешнем виде, он даст зеленый свет на продвижение существующих и появление новых планов, которые точно будут меньше учитывать украинские интересы. И даже самые близкие друзья Украины не смогут этому помешать.
"Да, мы инвестировали много усилий в вашу формулу мира. Но в дальнейшем мы не сможем быть больше украинцев, чем сами украинцы", – поделился с ЕП один из западных дипломатов, удивленный таким изменением.
Чем еще готова уступить Украину
К сожалению, и это не все проблемы того решения, которое может быть принято в Швейцарии.
В общем, саммит в Швейцарии не будет обсуждать путь к миру . Этот пункт вычеркнули из повестки дня Саммита мира (как бы абсурдно это звучит).
Конечно, Зеленский или кто-то из дружественных Украины лидеров может об этом заявить в выступлении – но это не должно быть темой дискуссии. Лидеры сконцентрируются на трех вопросах : это ядерная безопасность, продовольственная безопасность и освобождение пленных. Эти пункты есть в украинском плане (хотя и не только в нем), однако их выполнение напрямую не относится к достижению мира.
Как объясняют швейцарцы, такой узкий выбор сделали для того, чтобы "облегчить достижение консенсуса". В то же время, это несет также дополнительные угрозы для Украины. В частности, в чувствительном вопросе по поводу участия России в формировании будущей "рамки мира".
Отметим, в этом пункте четкой "измены" пока нет, но тенденция – угрожающая.
О том, что на каком-то этапе Россия должна присоединиться к переговорам – в Киеве говорили и раньше (да и, наконец, пункты мирного плана невозможно выполнить без российского участия). Но раньше это имело осмысленную структуру, которая не угрожает изменой: мировые лидеры должны были согласовать порядок действий, включающий давление на Москву и потенциально мог привести к прекращению войны и выводу российских войск, а также обеспечил бы ядерную, продовольственную, энергетическую безопасность региона и т.п.; а дальше, уже имея согласованный план, посредники от Украины начинали бы коммуникировать с Россией; и только после того, как Москва соглашалась бы на действия в такой матрице – ее представителей приглашали бы на саммит мира.
При редактировании проекта документа эту цепочку вычеркнули, но цель присоединения России оставили. Теперь для того, чтобы она стала участником процесса, достаточно провести переговоры по "ядерцу", поставке продовольствия и обмену пленными.
"Мы договорились предпринять конкретные шаги, которые станут мерами по укреплению доверия (между Украиной и РФ) в вышеупомянутых сферах с последующим привлечением представителей Российской Федерации (к переговорам) . Мы также договорились провести следующий саммит", – говорит проект решения.
То есть для того, чтобы Россия превратилась из агрессора в участника мирных переговоров, нужно воплотить размытые "меры по укреплению доверия" только по трем тематикам.
При этом в объеме требований "ядерного блока" Украина пошла на существенные уступки: из проекта решения вычеркнули все упоминания об увольнении или демилитаризации Запорожской АЭС. И Россия может сказать: станция работает безопасно, под управлением украинских специалистов и в режиме холодной остановки. Мол, мы все сделали, пункт по решению саммита исполнен.
Как Украине выйти из тупика?
Конечно, украинские участники могут говорить о том, что Украина даже подписывая документы не меняет свою позицию. Киев может аргументировать, что хотя в этом решении речь не идет о выводе войск и о восстановлении территориальной целостности – но это само по себе, да и в проекте несколько раз упомянутый Устав ООН…
Но это так не работает.
Принятие подобного решения станет мощным сигналом всего мира о том, что Украина уступила ключевые принципы, а Зеленский на саммите в Швейцарии лично одобрил возможность таких уступок.
"Отмотать назад" это вряд ли будет возможно.
Да и с Уставом ООН далеко не все очевидно, как свидетельствуют имеющиеся в распоряжении ЕП документы: первоначальная украинская формулировка о том, что параметры будущего мира должны "соответствовать уставу ООН" изменилось на несколько мягче, о том, что Устав должен иметь "направляющую роль". Мы не знаем, кто из государств-участников саммита настоял на таких изменениях, но также не можем исключить, что некоторые мечтают использовать эту странную коррективу, чтобы впоследствии нормализовать пересмотр границ Украины.
На фоне других изменений в решении мирного саммита это выглядит вполне гармонично.
Но нужно ли это Украине?
Есть все основания полагать, что сама идея во что бы то ни стало провести саммит в 2024 году была ошибочной. Значительно дальновиднее было бы не педалировать этот процесс до достижения необходимых условий; это подробно описано выше.
Сейчас, конечно, от его проведения не откреститься.
В событие вложено много усилий. Удалось, как утверждают, приобщить к саммиту более 100 государств; 80 из них примут участие на уровне глав государств и правительств (хотя некоторые, как говорят источники ЕП, не поедут в Швейцарию и присоединятся онлайн). Да и сейчас президент Зеленский путешествует по миру и уговаривает "проблемные" страны не принимать пример Китая или Саудовской Аравии и согласиться принять участие.
В конце концов даже США согласились на личное присутствие вице-президента Камалы Гаррис и советника безопасности Джейка Салливана.
Но мы точно еще имеем право отказаться от итогового документа саммита, который после всех редактирований не кажется приемлемым для Украины. Ибо одобрение ТАКОГО итогового коммюнике несет для нас огромные риски. Можно сослаться на неприемлемые изменения, на их неприятие украинским обществом и т.д. – и это будет абсолютно искренняя позиция.
Владимир Зеленский должен найти путь, который позволит не "убивать" его формулу мира, как это может произойти после швейцарской встречи, а усилить ее и вернуться к тому, что украинский мирный план должен стать основой завершения захватнической российской войны.
Есть принципы, которыми неприемлемо уступать. Даже если ценой будет потеря десятка участников саммита. Участников, которые и без того не поддерживают нас, а будут рады присоединиться к "альтернативному саммиту", организованному РФ. О нем, кстати, уже сейчас активно намекают в Москве.
Автор: Сергей Сидоренко ,
редактор "Европейской правды"