Правда, кроме численности личного состава нужно обеспечить перевес и в технике. А вот тут у Киева пока проблемы. Правда, все они пока выглядят решаемыми. Причем для одного единственного удара и техники, и боеприпасов скорее всего хватит. А потом… Как мы понимаем, никого не интересует, что с ВСУ будет потом.
Для начала посчитаем штатную численность бригад: танки, артиллерийские системы, бронетехника, РСЗО.
Для понимания ситуации: в составе ВСУ создано четыре мотопехотных бригады. Это произошло не от хорошей жизни, а потому что штатная бронетехника для них в обозримом будущем отсутствует. Тем не менее, данный род войск будет обеспечен бронеавтомобилями. А потому, когда будем считать необходимое число бронемашин, будем считать и потребности мотопехотных бригад.
Танки
Согласно штатной численности бригад, каждая танковая бригада имеет в своем составе три танковых батальона по 31 танку. Механизированная бригада - один танковый батальон (сейчас они все имеют три роты). То есть опять по 31 танку. Легкие бригады имеют по танковой роте (вооружены Т-80). Итого 16 танковых батальонов и шесть танковых рот: всего 556 танков. В дальнейшем, по возможности, не исключено развертывание танковых рот в «легких» бригадах в батальоны и создание танковых частей в составе мотопехотных бригад, но пока об этом информации нет.
Что мы имеем на данный момент? На конец лета
расчеты показывали, что в наличии у армии имелось до 450 танков (из них треть - небоеготовые). Перемирие, которое сегодня более-менее соблюдается, и отвод тяжелой техники от линии фронта сделали возможным возобновление роста численности танкового парка ВСУ.
В целом до конца 2015 года большинство танков, требующих капитального ремонта, были восстановлены, а к лету 2016 года танкоремонтные заводы в целом закончат восстанавливать имеющийся танковый парк ВСУ и смогут приступить к его пополнению со складов. Все «новые» танки теперь проходят курс модернизации до уровня Т-64Б1М или БМ1М.
Также восстанавливаются танки Т-72 (Львовский БТЗ) и Т-80 (Харьковский БТЗ). В 2015 году украинская промышленность смогла восстановить более 300 танков, из которых 100-120 машин армия получила «со складов».
Вероятно, что такой темп украинской промышленности удастся выдержать и в 2016 году (хотя, скорее всего, он будет немного меньше). Смысла делать точный прогноз на 2017 год нет, но теоретически при отсутствии активных боевых действий к концу 2017 года промышленность Украины однозначно сможет доукомплектовать ВСУ до штатной численности 556 танков и сможет поддерживать их в боевой готовности.
И скорее всего, сможет дать даже больше.
Слабым местом танкостроительной отрасли является производство танковых орудий. Пока его восстановить не удалось.
В 1990-х их производил Сумской трубный завод. Пока там тишина. Технология производства утеряна и восстанавливать ее некому.
Все орудия, которые сейчас ставятся на украинские танки, берутся с военных складов. Сколько стволов было на момент развала СССР не известно, но не менее 6 000 штук. Сколько их было продано за 20 лет посчитать сложно. Сколько использовано ВСУ- тоже. До 1000 стволов было использовано за два последних года. Вероятно, что восстановить штатную численность стволов хватит, а дальше … хоть потоп. Киевский режим не озаботился восстановлением производства танковых орудий, а значит, мы имеем еще один маркер того, что новая армия киевского режима создается для одного большого сражения.
ББМ
Количество механизированных и мотопехотных батальонов ВСУ после окончания реорганизации должно составлять по одному батальону на танковую и артиллерийскую бригады и по три батальона на механизированную и легкую бригады. Всего до 70 батальонов. На каждый требуется до 40 ББМ. Всего 2 800 штук.
Кроме механизированных батальонов, каждая бригада по штату имеет до 20 единиц. Итого на армию до 3 000 единиц. На конец лета ВСУ имели на вооружении не более 800 единиц БТР, БМП и прочих машин. Ввод в строй новой техники крайне мал (причины самые разнообразные).
Фактически за 2015 год полностью «новыми» были поставлены только 31 БТР-4. Все остальное, а это около 200-220 единиц, - восстановленные из запасов БМП, БТР и некоторое число БА (бронеавтомобилей). Из этого числа только 50 единиц - это БМП-1.
Почему не БМП-2? А они уже все закончились. Есть масса корпусов БМП-1 (еще до 600-700 единиц), которые решено переделать под новую модификацию:
Модернизация БМП-1УМ
Для справки: Все новые боевые модули для БТР-3, БТР-4, БМП-1УМ оснащены украинской, крайне неудачной 30-мм пушкой ЗТМ1 или ЗТМ2. Темп выпуска - около 30-40 единиц в месяц. Это единственный тип выпускаемой на Украине пушки. Гаубичные, а тем более танковые пушки не выпускаются.
Пушка взята в кожух, потому что сталь, из которой она делается, не совсем качественная, и чтобы достичь хотя бы какой-то точности стрельбы пушка получила этот уродливый корсет. Я думаю, теперь понятно, почему Украина так до сих пор и не восстановила производство более мощных орудий. Утеряна технология. Если из такой стали выпустить гаубицу или танковое орудие, их точность «побьет все антирекорды». И это приговор отрасли.
Часть орудий идет на замену (кроме ремкомплектов) уже установленных орудий, а часть на выпуск новой техники, которой делается пока очень мало. В 2015 году: 31 БТР-4, около 50 БТР-3 (для НГУ, в ВСУ их на вооружении так и не приняли). БТР-4 скрепя сердце армия приняла на вооружение, но после устранения сотен недостатков.
Количество выпущенных БТР (60,70,80) довольно низкое - всего несколько десятков. Причина банальна: БТР-80 фактически все использованы, БТР-70 «делает» только «Николаевский бронетанковый завод», который в 2015 году смог выдать не более 20 машин. В общем, принято решение на базе БТР-70 делать только спецмашины и в состав мотопехотных батальонов их не включать.
Палочкой выручалочкой для ВСУ стали старые добрые МТЛБ. Легкие бронированные тягачи, способные перевозить до целого отделения солдат. С учетом наличия на складах более 1000 корпусов было принято решение развернуть на базе «Харьковского тракторного завода» их «производство».
Дело в том, что именно этот завод был их основным производителем во время СССР, и линия по производству техники сохранялась вплоть до начала 2014 года, когда она была закрыта, а последние 200 специалистов распущены. Проблемы с оснащением ВСУ, возникшие к осени 2014 года, поставили вопрос о возобновлении производства.
Уже зимой 2015 года завод вовсю «клепал»/восстанавливал тягачи в двух вариантах: легкая БМП и БТР. В варианте БМП на корпус ставили 2*23 мм пушку, а в варианте БТР сделали машину для перевозки 11 человек и установили башенку с пулеметом. Машины предназначены в первую очередь для оснащения высокомобильных бригад.
Однако, чтобы удовлетворить все потребности корпусов все равно не хватит. Именно поэтому в состав высокомобильных сил начали массово включать бронеавтомобили, которые украинский ВПК начал производить в «массовых» количествах.
Бронеавтомобиль - последний шанс.
Как мы видим, потребности ВСУ в бронетехнике за счет остающихся на складах старых БМП и БТР удовлетворить полностью невозможно. А еще бронетехника нужна частям СБУ, погранвойск, НГУ, полиции.
Да, да полиции. Первые бронегруппы в количестве трех штук в составе новой полиции сформированы в Днепропетровске. Далее бронетехникой оснастят полицию и других областных центров.
1000 бронированных машин можно сделать из МЛТБ, 1000 машин будут составлять остающиеся на вооружении и введенные в будущем БМП и БТР разработки времен СССР. Надо найти еще 1000 бронемашин. Других вариантов, кроме бронеавтомобилей, просто нет.
Сегодня Украина закупила несколько десятков старых английских БА «Саксон». Они крайне неудачны и, скорее всего, со временем будут переданы частям полиции и НГУ. Старые американские бронеавтомобили, которые так долго ждали в 2015 году, оказались старым неутилизированным «железом», эксплуатация которых слишком дорога для ВСУ. А потому широкого распространения они не получат. Это скорее временное решение, пока не будет налажено серийное производство отечественного бронеавтомобиля.
Бронеавтомобили «Дозор-Б» Львовского БТЗ наконец-то (к 5 декабря 2015 года) выпустили опытной партией в пять единиц. Уже к концу декабря пошли разговоры, что бронеавтомобиль принят на вооружение и будет поставляться в войска. Почему такая спешка? Дело в том, что бронеавтомобили, собранные на базе импортной платформы: Казак-2, «Спартан», «Кугуар», «Барс» - обходятся армии от 300 до 500 тысяч долларов. При этом на закупку машин нужна именно валюта, которой и так нет. К тому же стоимость машины резко растет одновременно с падением курса гривны, что для армии неприемлемо.
ВСУ нужен отечественный и недорогой бронеавтомобиль. При этом темп выпуска должен составить не менее 200 единиц в год. Пока имеем планы на первую половину 2016 года в 10 машин «Дозор-Б». Также в 2015 году создана БМ «Тритон» (на заводе Порошенко). Пограничники заказали 62 машины, первая из которых поставлена в январе 2016 года.
В целом стоит ожидать, что в 2016 году производство бронеавтомобилей-таки будет налажено. Но пока в объемах, явно недостаточных.
Вывод: По ББМ Украина явно отстает от графика перевооружения. Темп выпуска новой техники крайне слаб. Более того, возникли как технологические, так и организационные проблемы с выпуском новой техники. Проблемы «ХТЗ» могут вообще сорвать программу перевооружения на годы.
Артиллерия
По «штату», по моим расчетам, новая украинская армия должна иметь на вооружении: по 18 дивизионов 2С1 «Гвоздика» , 2С3 «Акация» (по 324 системы), 21 дивизион РСЗО «Град» (252 единицы, если в составе 4 орудийных батарей, и 378, если машин в батарее будет по шесть), до 10 дивизионов РСЗО «Ураган» и «Смерч» (восемь плюс два – всего 180 систем), 27 дивизионов ПТО (486 орудий), 13 дивизионов орудий Д-30 и Д-20 (234 штук), 12 дивизионов тяжелой буксируемой артиллерии (216 стволов) и до 3 дивизионов тяжелых САУ (54 орудия).
После окончания активных военных действий вышло сообщение, что батареи реактивной артиллерии механизированных бригад впредь будут иметь не шесть, а только четыре машины. Потери именно этих машин и ограниченный запас подобной техники на складах вынудил руководство ВСУ перейти к практике сокращения штатной численности огневых батарей.
Также в конце 2014 года в следствие нехватки на складах штатных армейских противотанковых пушек МТ-12 «Рапира» было принято решение вернуть в строй старые системы Д-44 и Д-48. Следующим слабым звеном является нехватка самоходных систем 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация». Новые мотопехотные бригады оснащаются полностью буксируемыми артиллерийскими группами, куда не входят самоходные системы.
Более того, количество наличных систем не позволяет восстановить потери боев 2014-15 гг., что приводит к некомплекту САУ. Между тем тяжелых буксируемых гаубиц для формируемых новых артиллерийских бригад пока достаточно. Также пока достаточно тяжелых РСЗО «Смерч» и «Ураган».
Исходя из наличных запасов артиллерийских систем до войны, и с учетом потерь комплектация армии практически полностью опустошит запасы противотанковых орудий. Всех видов: от Д-44 до МТ-12.
Также очень мало останется в резерве более мощных пушек «Мста-Б» и «Гиацинт-Б». Возможно, именно поэтому пока так и не сформирована еще одна артиллерийская бригада, чтобы полностью укомплектовать штаты ОК «Север» (26-я бригада САУ после включения в ее состав двух батарей САУ 2С7 «Пион» теперь больше выполняет роль артиллерии ГКО, чем корпусной артиллерийской группы). Уже опустошены запасы систем «Град», а формирование новых дивизионов «Ураган» покончит и с их запасами.
Большая часть тяжелой артиллерии ВСУ - буксируемая. Для современной маневренной войны она не приспособлена, а вот нанести один мощный удар по донецкому фронту она вполне способна.