История с запуском производства на Львовском бронетанковом заводе легкого украинского БТР "Дозор-Б" завершилась полным провалом. Его производство так и не смогли запустить с 2014 года. И в конце концов Минобороны включило в оборонный заказ на 2019 год его польский аналог - Oncilla.
Но все дело в том, что Oncilla - это и есть лицензионная копия "Дозор-Б", которая отличается лишь небольшими изменениями, но производится в соседней Польше.
На запрос журналистов Донбасс Реалии Радио Свобода была обнародована информация о закупке Министерством обороны польских бронетранспортеров "Oncilla". В частности, стало известно, что Минобороны закупило польские бронетранспортеры Oncilla и их уже передали подразделениям ВСУ.
Так на Oncilla установлен дизельный двигатель IVECO мощностью 210 лошадиных сил, для сравнения на "Дозоре" используется двигатель DEUTZ мощностью 190 л.с. Также отличается и число бойниц в корпусе для ведения стрельбы. Используются и другие комплектующие. Выпускает Oncilla фирма Mista, которая ранее выпускала грейдеры и экскаваторы. Кроме двигателя главное отличие - другой боевой модуль. Но по сути Oncilla - это тот же "Дозор-Б", лицензию на производство которого польской фирме из г. Сталёва-Воля продали еще в 2013 году.
Как же так получилось, что польская компания оказалась расторопнее, чем весь "Укроборонпром"? И почему "Дозору" предпочли его же копию только из Польши?
Этот вопрос AUTO-Consulting задал Олегу Гладковскому, который до марта 2019 года был заместителем секретаря СНБО и курировал "Укроборонпром".
АС: А почему «Дозор» так и не дошел до массового производства?
Олег Гладковский: Я считаю, что он попал немного не в свою нишу. БТР-3 и БТР-4 были более востребованными в армии и выполняли более широкий спектр задач. Плюс быстро предложили свои варианты с похожими характеристиками частные предприятия. «Дозор» получил ряд замечаний, их нужно было исправлять, а те же «Козак» и «Варта» были быстрее доведены и приняты на вооружение. Хотя мое мнение: «Дозор» - это очень неплохая машина и ее стоит развивать.
А еще мы столкнулись с общей проблемой для всей Украины – отсутствием у нас в стране промышленной политики. Я с ней сталкивался раньше по автопрому, но для военной техники точно также необходимы поставщики комплектующих, кооперация и т.п. К сожалению, далеко не все уже вообще может производиться в Украине. А для военного сектора добавилась еще одна проблема – это лицензирование поставок продукции двойного назначения. Иногда только разрешения на поставку какого-то станка из Германии приходится ждать год. И не факт, что решение будет положительным. Поэтому, быстрых решений в военном секторе и не могло быть.
Увы, но за 5 лет "Укроборонпром" так и не смог запустить массовое производство "Дозоров", потратив на его внедрение и доработку значительные средства, и был вынужден закупать польский полный аналог. А ведь его грозились поставить армии еще в 2015 году и в огромных количествах. Но "Дозор" стал настоящим позором "Укроборонпрома".