Главный лейтмотив разговоров в кабинете Ложкина, по словам собеседников "Украинской правды" в окружении президента, – нельзя воевать против государства, нужно играть по цивилизованным правилам, Коломойский должен сам попросить об отставке.
В это же время Порошенко в своем кабинете проводил собеседования с кандидатами на должность главы Днепропетровской облгосадминистрации. Процесс затягивался – некоторые кандидаты отметались, кто-то отказывался сам. В последний момент остановились на запорожском губернаторе Валентине Резниченко.
Исходили из двух факторов – он пользуется доверием на Банковой и, если что-то пойдет не по плану, его в любой момент можно вернуть на должность главы Запорожской ОГА, назначив в Днепропетровскую область кого-то другого.
Резниченко – человек Бориса Ложкина, его дальний родственник. Хорошо знаком с Геннадием Боголюбовым, давним партнером Коломойского. С 1996 года он был одним из топ-менеджеров "Украинского медиа-холдинга", которым владел глава АП. Занимался радиочастотами. Не исключено, что со своим предшественником Резниченко знаком лично – в 90-х он руководил медийным бизнесом Ложкина в Днепропетровске и только в начале 2000-х стал одним из руководителей центрального офиса UMH. Любопытно, что после продажи медиа бизнеса Ложкина младоолигарху Сергею Курченко, Резниченко оставался там работать до последнего – ушел только весной прошлого года. Его характеризуют как жесткого, дисциплинированного и договороспособного менеджера.
Завершали переговоры в узком кругу. По данным собеседников в АП, на встрече присутствовали четверо – Порошенко, Коломойский, Яценюк и Аваков.
Финальную часть записали на видео, чтобы ни у кого никаких сомнений не было в том, что стороны расстались мирно.
Примечателен и тот факт, что видео с увольнением Коломойского было опубликовано первым именно на "Радио Свобода".
Еще утром четверга, 19 марта, ничто не предвещало такого стремительного развития событий. Все началось с нестандартной реакции, к отставке привела последовательность событий, которые можно назвать случайными.
Власть была не готова и не собиралась так резко применять радикальные меры в отношении Коломойского. Фактически он подставился сам. С Ахметовым вели закулисные переговоры, точно так же собирались договориться и с днепропетровским олигархом - чтобы ничего не вышло наружу.
Вряд ли об отставке Коломойского как о последствии, задумывались менеджеры НАК "Нафтогаз" и министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, принимая решение об отстранении человека Коломойского Александра Лазорко от управления "Уктранснафта".
Они отдавали себе отчет, что кадровая перестановка в одном из ключевых активов в бизнесе Коломойского закончится скандалом. Должность Лазорко была важна Коломойскому – тот руководил компанией последние шесть лет.
Именно с истории вокруг "Укртранснафты" началось шестидневное противостояние влиятельного олигарха с властью. Ни одна из сторон в нем не хотела уступать и не собиралась идти на компромисс – ставки были слишком высокими.
"Это понты ценой в страну. Вопрос лишь в том, с какими ресурсами к столкновению подойдут обе стороны. Пока у Коломойского медиаресурс и Приватбанк, а у Порошенко – поддержка Запада, которому также не нравится влияние Коломойского", – говорил УП в понедельник 23 марта один из близких соратников Порошенко.
Многие готовились к длительному противостоянию, но разрешилось все стремительно быстро. События нарастали как снежный ком, а реакция на них самого Коломойского не оставляла власти иного выбора. Как минимум два собеседника "Украинской правды" в Администрации президента утверждают, что разговоры об отставке начались с пятницы, 20 марта – когда Коломойский получил выговор от президента за оскорбление журналиста Сергея Андрушко.
"Было понятно, что это закончится отставкой. Нельзя идти против государства. Порошенко ждал, пока ему на подпись придет закон об "Укрнафте", чтобы подписать его и указ об отставке одновременно", – рассказывает собеседник УП. Так и случилось той ночью.
Олигарх понимал, что отставка неизбежна, поэтому воспринял ее спокойно, хоть и остался немного обиженным.
"Он готов был договариваться, но своими действиями сделал компромисс невозможным. Договариваться с ним можно будет только тогда, когда он примет условия – цивилизованные правила, вооруженные люди будут разоружены – вот тогда можно будет договариваться", - говорит собеседник в АП.
Любопытно, что главную роль в противостоянии с олигархом в лице власти взяла на себя президентская команда. Арсений Яценюк от этого процесса самоустранился – почти за неделю конфликта он не сделал ни одного громкого заявления в духе "не дадим олигархам зарабатывать на госкомпаниях" или "людей Коломойского на госпредприятиях не будет". Подключился Яценюк только на последнем этапе и, как стало известно "Украинской правде", поддержал президентскую позицию в отношении Коломойского.
В окружении днепропетровского губернатора, впрочем, опровергают, что президент вынудил его согласиться на отставку – мол, Коломойский написал заявление сам, "чтобы не злорадствовали враги и русские".
Спешить с выводами о проигравших и победителях по итогам рано. Цыплят, как говорится, по осени считают. По Конституции в октябре нынешнего года должны состояться выборы в местные советы – поэтому у олигарха еще будет возможность взять реванш.
Планы у Коломойского не только на регионы, но и на киевские выборы.
Предпосылки для создания собственной политической силы у Коломойского есть, хоть он сам это опровергает. В воскресном интервью своему телеканалу "1+1" он сказал, что не планирует создавать политический проект, дескать, в глазах украинского общества всегда будет "олихархом" и "кровопийцей", однако симпатизирует партии "Самопоміч" Андрея Садового.
Впрочем, Коломойскому близка депутатская группа "Возрождение", в которую входит 22 нардепа. Ее возглавляет Виталий Хомутынник, также засветившийся в офисе "Укртранснафты" в день его захвата. Если Коломойский уйдет в оппозицию, то может составить конкуренцию "Оппозиционному блоку" бывшего главы АП Сергея Левочкина, с которым у Коломойского отношения меняются от жесткого конфликта до холодного мира.