— Такой Комитет нужно было формировать не сейчас, а полтора года назад, в конце февраля, сразу против переворота в Киеве. Янукович тогда был и с формальной точки зрения легитимным Президентом, и большинством населения Украины (даже крайне критически к нему настроенным) воспринимался именно в таком качестве. Был короткий период времени, когда нынешняя киевская власть ещё не укрепилась, силовые структуры пребывали в разброде, и параллельный центр власти вполне можно было формировать хоть в Харькове, хоть в Донецке, хоть в том же Крыму (формально ещё украинском). Вместо этого Янукович предпочел позорное бегство, никакой альтернативы у Москвы не было (хотя прекрасно было понятно, как развиваются события, и подстраховаться вполне можно было успеть). Вместо этого российское руководство зачем-то признало «результаты» президентских выборов на Украине, и тем самым утратило возможность говорить о нелегитимности режима Порошенко.
Год украинской кровавой гражданской войны с нулевым политическим результатом, бессмысленные и бесполезные «перемирия», общий дипломатический тупик по вопросу будущего Украины, надеюсь, всех убедил, что Москве нужно поискать себе других партнеров.
«СП»: - Кто в реальности стоит за этим «комитетом»? Каковы его истинные цели и задачи?
— Те, кто скептически ухмыляется, мол, «всё те же на манеже», а также справедливо указывают на то, что любое «правительство в изгнании» — это фантом и бутафория, не понимают одного: от «правительства в изгнании» никто не ждет законов, указов или взятия Киева «одним парашютно-десантным полком». Создание параллельного центра притяжения сил и ресурсов, пусть даже и полувиртуального — маркер того, что Россия не строит иллюзий относительно легитимности своих киевских «партнеров», захвативших власть путем переворота, и не рассматривает их как единственный возможный вариант.
«Правительство в изгнании» создается на территории России людьми, глубоко интегрированными в российскую жизнь и полностью лояльными России. Вокруг него будут так или иначе группироваться антикиевские силы, накапливаться ресурсы для последующего демонтажа киевского режима, формироваться альтернативные центры дипломатических контактов — как официальной дипломатии, так и народной, общественной.
«СП»: - А что вы можете сказать о составе «Комитета»?
— Хорошо, если Комитет сможет сыграть роль центра кристаллизации антикиевских сил. Плохо, если он объединит исключительно потерявших власть бывших чиновников и бизнесменов, жаждущих взять реванш и вернуть утраченное. Состав Комитета полностью пока неизвестен, но тот пяток фамилий, который на слуху, никаких неприятных ассоциаций не вызывает.
Сам Азаров — наверно, единственный грамотный и профессиональный председатель Правительства за всю постсоветскую украинскую историю. Олег Царев — человек, немало сделавший за последний год для укрепления связей между Россией и вменяемой, не пораженной национализмом частью украинского общества, а также активно продвигавший поддержку Новороссии. Игорь Марков — авторитетный одесский политик, не продавшийся и не скурвившийся. Галина Запорожцева — полковник МВД, женщина-кремень, вынужденная покинуть Киев из-за своей антифашистской позиции.
Тем не менее, персональный состав подобных комитетов — вопрос второстепенный. Самое главное — создание «правительства в эмиграции» станет сигналом, что заигравшиеся в войнушку «партнёры» перестали устраивать российскую сторону.
«СП»: - Будет ли «эмигрантское правительство» успешным?
— Это напрямую зависит от того, сумеет ли оно наладить связь с антифашистскими силами на Украине. Какие бы симпатичные в личном плане люди не были в составе Комитета, не надо забывать, что абсолютное большинство из них прочно ассоциируется с Партией Регионов — мягко говоря, не самой популярной силой на сегодняшней Украине. Идиосинкразия украинского общества к прежней бюрократии очень велика. Для того, чтобы преодолеть этот разрыв между осколками элиты и украинским обществом, необходимо не толочься в российских властных коридорах, а реально и напрямую помогать тем силам на Украине, которые хотят избавиться от захвативших власть либерал-фашистов и националистов. Причем, помогать движению сопротивления делом, а не бравурными речами на телевизионных ток-шоу.