У меня тоже без фотографий.
По отцовской линии: Зубков Тимофей Ионович. Сельский учитель. На момент призыва 29 лет. Был призван в июле 1941 г. из села Галкино, Галкинского района Челябинской области (сейчас это Курганская область). В октябре 1941-го бабушка получила извещение о том, что её муж пропал без вести.
Уже после войны выяснилось, что эшелон просто разбомбили на подьезде к фронту, на территории Ленинградской области. Официальный статус до сих пор: пропал без вести.
Получается, что в боевых действиях и не участвовал.
По материнской линии.
Мама родилась в декабре 1941-го, в деревне под Брестом. Её мама, моя бабушка, умерла при родах. Уже в оккупации.
Дитёныша, Маму мою, два года по деревням-лесам ныкали и вывезли на Большую Землю самолётом, который боеприпасы партизанам привёз. Обратно - раненых и маму мою.
Сопроводительные документы (в т.ч. и документы родителей) при эвакуации были про... эээ... Утеряны.
Маму в результате привезли в детский дом в Челябинск.
Где её удочерили Щипунов Иван Яковлевич и Щипунова Вера Ивановна, ещё во время войны. Их я считаю своими Дедом и Бабушкой.
Иван Яковлевич, после срочной службы в Забайкалье в начале 30-х, закончил индустриальный техникум в Челябинске, работал на строительстве ЧТЗ. В годы Великой Отечественной работал на ЧТЗ начальником ОТК цеха МХ-4. Цех МХ-4 собирал поворотные механизмы башен, приводы управления, шаровые установки пулеметов. Я про танки. Танкоград, слышали? Точная механика, вобщем. Дед чувствовал это дело интуитивно. До сих пор помню, уже в Москве учился, соседи деду часы на починку таскали. Не наручные - там зрения ему уже не хватало, а будильники и ходики с гирьками. Это в 80-е уже (он 1905 г.р.)
Когда формировался Уральский Добровольческий Танковый Корпус - подавал документы. Кандидатура была категорически зарезана. Там процедура отбора была такая: от добровольца требовали предъявить хотя бы приблизительно готового сменщика.
В годы Великой Отечественной был такой наркомат, Танковой Промышленности. После эвакуации Правительства СССР в Самару (Куйбышев), наркомат Танковой промышленности уехал немножко дальше. В Челябинск. Располагался он на улице Спартака (сейчас проспект Ленина), в нынешнем здании магазина Детский Мир. Наркомом Танковой промышленности был Исаак Моисеевич Зальцман. В Челябинске до сих пор известен такой топоним как "Зальцмановские дачи". Это в реликтовом бору в нынешнем центре города. Тогда это была окраина.
Это нихрена не дача Наркома, как могли бы подумать нынешние "эффективные менеджеры"
Это был "дом отдыха" для рабочих ЧТЗ. Когда люди уже реально падали с ног от физического истощения - доходяг отправляли на "зальцмановские дачи" на пару недель, откормиться. Это было нужно потому, что люди реально жили в цехах. Потому что реально недоедали при тяжёлой физической работе. На ЧТЗ было (и есть сейчас), например, литейное производство. И там могут работать только физически сильные мужики. Даже сейчас, при всей автоматизации. А что уж там про сороковые...
Да и в механосборочных цехах работали 15-16-летние подростки.
Это я к чему всё.
Подвиг тыла не забываем, да?



Ответить с цитированием