Мы ленивы и нелюбопытны, мы не интересуемся собственной историей...Еще в 1843 году для строительства Николаевской железной дороги были закуплены сразу четыре (из построенных к тому моменту семи!) "паровые лопаты" Отиса.
Повышенный интерес Николая I к их применению англичанами, скорее всего, был вызван тем, что наши строители технику не освоили - и казенные экскаваторы были проданы на Урал, в Нижний Тагил, который рулил уже тогда.Где в 1848 году и были с успехом применены (впервые в мире!) в горнорудном деле.
Почему именно у нас не освоили экскаваторы, а предпочитали до самого строительства Транссиба нанимать мужиков с лопатами, хотя у англичан все получалось даже и в полевых условиях - тема отдельного расследования, которое Николай Павлович не успел провести.
Что же до вот этого:
- то после войны Балаклава как грузовой порт не использовалась - соответственно, не было и необходимости в железной дороге. Оставить же лежать 23 км рельсов под открытым небом без дела и без охраны - см. А.П.Чехов, рассказ "Злоумышленник".![]()
Ну и, само собой, претензия насчет того, что царь-батюшка не вымостил дорогу к разве что Богом не забытой греческой рыбацкой деревушке -
- это немножко из серии "нахрена летаем в космос, отдали бы деньги пенсионерам". В те годы даже в стольном граде Петербурге отнюдь не все улицы были вымощены, а уж второстепенные дороги представляли собой "колеи, периодически утопавшие в грязи", практически по всему миру.
Даже в Британии- где в сельской местности мелким булыжником и щебнем засыпали (в меру местных возможностей и разумения) обочины дорог, чтобы пешеходы могли пройти (и проскакать верховые
) - а посреди дороги, точно так же, как в России, спицы вязли в "расхлябанные колеи". С поправками на грунт и климат, само собой.
Что не мешало британским солдатам высаживаться хоть в Крыму, хоть в Индии. Собственно, именно потому Британия и могла себе позволить более-менее обустраивать островок метрополии, размером с пару-тройку российских губерний.
О том, что Россию толкали к Крымской войне с самого начала 1840-х именно британцы - и вовсе как-то даже неудобно говорить. Особенно в статье, которая написана почти исключительно для восхищения цЫвилизованной Эуроппой на фоне российской отсталости...
...и тут мы снова возвращаемся к шоку аффтора от экскаватора.![]()