начинает как рэкетир, стопроцентно, и частично им остается. государство это организация цивилизованных рэкетиров.
взять любых первобытных людей, типа индейцев. они все время друг на друга набегают, но толку с этого никакого -- брать с соседей особо нечего. баб только. поэтому набигает, в основном, не племя на племя, а молодняк под руководством отдельных дурных взрослых, пока нормальные мужики на охоту ходят.
но когда начинается производящее хозяйство, внезапно обнаруживается, что добыча-то стала ничего себе так. утварь какая-то, железяки, одеяла. и вот тут на это обращают внимание уже сурьезные люди, бросают заниматься хозяйством, и профессионально берутся за дело. так появляется военная аристократия и соответствующие вожди. если пошло удачно, добыча идет на набор новых бойцов, и при хорошем раскладе удачливая банда занимает выгодное место и строит там берлогу -- зародыш будущего города-государства.
дальше с грабежей переходят на сбор дани, ну и так далее, в идеале -- до военной империи континентального масштаба. рост заканчивается только тогда, когда войско становится слишком большим, а добыча не растет. когда вокруг жирные слабые соседи кончаются, и остаются только нищие, но злые. побить их крутые легионеры еще могут, но радости от таких побед уже никакой, ибо гдебаблобля?
вот тогда от грабежа приходится переходить на следующую стадию, ко вдумчивой эксплуатации путем "помещения на землю". насколько я понял, это связано с демографией. поскольку происходит не просто крах какой-то отдельно взятой Римской империи -- велика ли беда, одна распалась, другая народится, сколько раз такое было -- а дальнейшая невозможность такой экономической модели вообще. тут причина не во внутренних проблемах распадающейся империи, а во вне.
причина, думается, в том, что плотность населения на всей территории возрастает, и соседи обзаводятся своими военными силами, которые делают грабеж нерентабельным -- чтобы их побеждать нужна слишком большая армия, которую никакая добыча содержать не позволяет. собрать армию на время похода можно, захватить землю, но потом ее нужно распустить, а навар с земли брать невоенным путем. без больших постоянных вооруженных сил. и вот тут во всем регионе, у всех усиливающихся государств начинается землевладение или феодализм, если угодно.





Ответить с цитированием
Причем у них там существовала и работорговля, и даже аналог наших "оружных холопов" - рабы, которых гнали воевать за хозяев. При том что до прихода туда белых у всех этих тлинкитов иже с ними был натуральнейшим образом каменный век и никакого земледелия или скотоводства.
Или по интернету объяву кидают - так, мол, и так, клан такой-то набирает вменяемых бойцов 18+, дубинки не ниже 8-го уровня, голда есть...
