http://www.navylib.su/ships/midel-01/06.htmСуществует легенда, согласно которой эскадренный миноносец «Яков Свердлов» во время «Таллинского перехода» спас ценой своей гибели флагманский корабль флота крейсер «Киров», приняв на себя торпеду вражеской подводной лодки. Вот как этот эпизод трактуется в рапорте командира эсминца капитана 2 ранга А.М.Спиридонова: «При переходе из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 г. ЭМ "Яков Свердлов" был поставлен в голове КР "Киров", имея исправной лишь правую машину, не мог, особенно при поворотах, удерживаться в строю, поэтому командир соответствующим семафором просил перевести эсминец в хвост колонны. В результате кораблю было задано новое место в ордере: на КУ 60 л/борта (курсовой угол 60° с левого борта. — В.У.) и в расстоянии от крейсера 5 кб для его охранения. Заняв новую позицию, "Яков Свердлов". был вынужден на некоторое время сократить дистанцию до КР и войти на его КУ 120—140° л/б ввиду большого количества транспортов, буксиров и катеров, идущих по курсу ЭМ по фарватеру. Приведя эти суда на траверз, эсминец увеличил ход до полного (была введена в строй средняя машина, и корабль смог развивать ход до 20 уз) и стал выходить на заданную позицию. При подходе к ней обнаружил, что "Киров", уменьшив ход до самого малого, ремонтирует параванное устройство, с левого борта в 6—10 кб замечен перископ подводной лодки; с тральщика получен семафор: "У вас по носу плавающая мина", в 4—5 кб по курсу замечен буек антенной мины. Поэтому корабль первоначально дал "стоп", затем самый малый ход, чтобы прикрыть крейсер и не вырваться вперед. Подана команда: "ПЛ — левый борт 60°!" и поднят сигнал "Э" ("Вижу подводную лодку противника"), открыт артиллерийский огонь ныряющими снарядами. Для избежания встречи с плавающей миной и уклонения от антенной мины эсминец вновь сократил дистанцию до крейсера до 0,5—1 кб и изготовил к сбрасыванию глубинные бомбы. После принятия указанных выше мер ЭМ "Яков Свердлов" получил попадание торпедой в левый борт в районе камбуз — ПЭЖ. Корабль затонул ориентировочно в 21 ч. Мер к спасению корабля принять было невозможно, т.к. он моментально разломился надвое. При спасении команды следует отметить действия катера "МО-112" и командира дивизиона "МО" капитан-лейтенанта М.В.Капралова».
"Легенда", заметим, подтверждается показаниями очевидцев - не только командира эсминца -
https://iz.ru/news/337808
- а опровергается только отсутствием данных в немецких (!) архивах - поскольку ни одна подлодка не "похвасталась" утоплением эсминца...