В дні сумнівів, в дні обтяжливих роздумів про долі моєї батьківщини, - ти один мені підтримка і опора, об велику, могутню, правдиву і вільну російську мову!
Как отменить крепостное право демократическим путем
(пара слов об Уложенной комиссии 1767 года).
в контру с князем выступил некий депутат Коробьин, отстаивавший, как бы мы сейчас назвали, либеральные взгляды, и дальнейшее развитие событий удивительно напоминает сюжет басни Салтыкова-Щедрина "Карась-идеалист" (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кор...ригорий).князь Михаил Михайлович Щербатый (автор знаменитой работы "О повреждении нравов в России") прямо заявил, что доступ в дворянские ряды должен быть ограничен. Что табель о рангах слишком многих худородных и подлых людей пропускает в ряды дворянства. Петровская "Табель о рангах" 1821 года на основании выслуги в гражданской службе или приобретении первого офицерского чина в военной службе делала обладателя оного чина потомственным дворянином... Но отменить табель о рангах невозможно, замахнуться на святая святых всего бюрократического устройства... Тем более это замахнуться тогда и на офицерский корпус. А он просто предложил, чтобы те, кто выслуживают дворянство не были бы равны потомственным дворянам (грубо говоря, тем, кто записан в "Бархатную книгу", или кто является столбовым дворянством).
И главное, чтобы они не имели права владеть рабами.
Он даже не захотел сказать "владеть крепостными". "Рабами". Как я понимаю, это был очень серьезный нравственный удар для Екатерины. Ведь все это планируя, она думала, что получаться будет как об этом писали просветители. Что монарха-реформатора поддержит наиболее просвещенная часть дворянства...
сюрприз! оказалось, что "владеть рабами" эта такая скрепа, вокруг которой танцуют все (кроме, разве что, самих рабов), и "выдавливать из себя" надо бы не раба, а рабовластника, который сидит в каждом селюке и торгаше.Когда разгорелась вот эта дискуссия вокруг прав дворянства, стали раздаваться голоса Коробьина и Козловского в защиту крестьян, сорганизовались государственные крестьяне с купечеством, и подали петицию с просьбой разрешить им так же, как дворянам, покупать землю, владеть на основании покупки землей и иметь крепостных.
в общем, где-то тут Екатерина, видимо, и поняла, что на хер эту комиссию, стране поможет только революция (но лучше бы не при ее жизни).
Берлинская стена никуда не делась, просто теперь она находится в головах.