Понятно, что вопросы отношения к пандемии и выходу из её жёсткого режима становятся всё более политизированными. Для Кремля важно, чтобы к моменту начала исторического голосования по пакету конституционных поправок напряжение, связанное со всеми ограничительными эпидемиологическими мерами, спало. И россиянин шёл бы на избирательный участок или призывал к себе волонтёра с урной для голосования с чувством морального облегчения от ощущения, что всё самое страшное уже позади и дальше будет пусть трудно, но куда более безопасно. Иными словами, сам плебисцит должен восприниматься как проявление общей — народа, медиков и, конечно же, власти — победы на коварным коронавирусом. Победили половцев и печенегов, а теперь и инфекцию.
В результате причитания мэра Москвы Сергея Собянина о том, что некоторые ограничения, в частности, обязательное ношение масок на улицах и перчаток в публичных местах, могут сохраняться ещё довольно долго — до сентября, а, может, даже до следующего февраля, не встречают понимания в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков был достаточно категоричным, заявив, что с какими-то прогнозами должны выступать специалисты в области эпидемиологии и вирусологии. К тому же Сергей Собянин, дескать, владеет полной информацией только по своему региону. А Россия Москвой не ограничивается.
С точки зрения современной российской корпоративной политики и этики, это очень серьёзный демарш. И понятно, что Песков позволил себе вставить такую «шпильку» влиятельному политику отнюдь не по своей инициативе. Не тот случай, чтобы «нести пургу». Ясно, что такое заявление было санкционировано. Равно как и инициированная премьер-министром Михаилом Мишустиным проверка принятых Собяниным мер, прежде всего, в плане соблюдения прав и свобод человека, на их соответствие российским законам. Ясно было изначально, что ничего предосудительного Минюст в таких указах и не обнаружил бы — власть у нас не ошибается.
Но вот только не стоит думать, что Собянин грудью защищает здоровье москвичей от излишне самонадеянного Кремля. Хотя нельзя не признать энергичность и своевременность ряда принятых им мер. Но у всего же есть границы. Многие подозревают экономическую подоплёку сохранения излишних ограничений: мол, недаром в Москве установили китайские автоматы по производству масок. А это ныне большой и очень прибыльный бизнес. К тому же в систему слежения, которая «выписывает» москвичам QR-коды, как утверждают, было вложено до 12 миллиардов. Причём соинвестором проекта выступил тот же Сбербанк, шефа которого, Германа Грефа, ныне относят и к политическим союзникам мэра. А пандемия дала, как утверждают, возможность обкатать новые технологии и не списывать огромные вложения в убытки. Между тем даже статус ЧС не предусматривает введения каких-либо электронных пропусков.
Так что не зря Сергей Собянин уже анонсирует ускоренное снятие барьеров, превративших столицу в цифровой концлагерь, в политическом чутье ему не откажешь.