Анастасия Дмитриевна Вяльцева
(1871—1913)


Анастасия Дмитриевна Вяльцева родилась в бедной крестьянской семье в одном из сел Орловской губернии. Отец Насти умер, когда она была еще маленькой, и мать с детьми переехала в Киев. Настя была отдана на обучение к портнихе. В шестнадцать лет, пройдя прослушивание в одной из опереточных трупп, она становится хористкой. Вместе с этой труппой Настя колесила по России, пока к началу 1890-х годов не перебралась в Петербург. Именно в это время на сцене Малого театра ставились музыкальные спектакли с участием «короля цыганского романса» Александра Давыдова и опереточной примадонны Зориной. Симпатичной новенькой статистке доверили роль: по ходу действия спектакля она должна была спеть романс «Захочу — полюблю». Стройная девушка с необыкновенной улыбкой, которую потом так и назовут — «вяльцевская» — вызвала бурю аплодисментов. Талантом и внешностью юной артистки был поражен известный петербургский адвокат Н.И. Холев, оказавший затем начинающей певице поддержку в систематических, профессиональных занятиях вокалом. «В течение трех лет я не выходила на сценические подмостки, и всё это время работала над развитием своего голоса с целью пройти серьезную школу для дальнейшей артистической деятельности. Затем меня увидал Щукин, известный московский антрепренер, и пригласил сразу на первые роли в «Эрмитаж» в Москву, а затем я сделалась «Вяльцевой».

Первое сольное выступление Анастасии Вяльцевой состоялось в Москве в 1897 году. Ей было двадцать шесть лет. Уже тогда определилась ее знаменитая творческая манера: она пела ярко, легко, свободно. Ее называли «певицей радостей жизни», потому что песни в свой репертуар Вяльцева придирчиво отбирала сама, отвергая те, в которых были слова «смерть», «разлука», «печаль», «горе», «тоска». Романсы Николая Зубова «Под чарующей лаской твоею», «С тобою вдвоем», самый знаменитый — «Не уходи, побудь со мною», ставшие шедеврами российской лирики, написаны специально для нее. Нередко концерт «несравненной» затягивался на два-три часа: публика, забивавшая в театре все проходы, не хотела отпускать ее со сцены. Петербургские газеты с некоторой долей ревности писали о преподнесенной Вяльцевой громадной корзине цветов с надписью: «Москва признает тебя своею».

В 1902 году состоялась первая гастрольная поездка по России, принесшая широкую известность и материальный успех. Впоследствии певица гастролировала беспрерывно, от Тамбова до Баку и Тифлиса. Решение Анастасии Вяльцевой попробовать свои силы в опере наделало много шума и было воспринято критиками как рекламный трюк примадонны. Тем не менее больше двух октав в голосе и «музыкальность, не подлежащая сомнению даже у самых строгих критиков», позволили ей спеть Кармен, Любашу в «Царской невесте» и даже мужскую партию Демона в опере Николая Рубинштейна.

Ее избранником стал блестящий гвардейский офицер, полковник Бискупский. Композитор Николай Зубов, очарованный Вяльцевой, написал романс «Я бы хотел тебя забыть» именно тогда, когда певица уехала к раненому на русско-японской войне Бискупскому, ставшему впоследствии ее мужем. Женитьба потомка старинного дворянского рода на артистке, дочери крестьянина, сделала его дальнейшую службу невозможной — и он, не задумываясь, вышел в отставку. Слава, богатство, счастливое замужество — всё это рухнуло в один момент. На гастрольном выступлении в Курске она прямо на сцене почувствовала себя плохо. Диагноз — рак крови. О состоянии здоровья Вяльцевой ежедневно сообщали центральные газеты. Было испробовано всё. Однако 5 февраля 1813 года газеты вышли с траурными заголовками: «Вяльцева скончалась». В последний путь, в Александро-Невскую лавру певицу провожало 150 тысяч человек .

И еще очень романтичный очерк.

Анастасия Вяльцева, или Повенчанные кровью...

Знаменитой её сделал романс «Ночи безумные, ночи бессонные»...
Триумф!
На сцену летят цветы и студенческие фуражки... А утром - приглашение от директора Петербургского Малого театра Пальма, столь неприступного прежде, а сейчас предложившего певице контракт на любых условиях... Почти неизвестная широкой публике Анастасия Вяльцева получила главную роль в спектакле «Цыганские песни в лицах». За каких-то десять лет дочь крестьянки превратилась в самую высокооплачиваемую певицу России с гонорарами, которые сам непревзойденный Собинов называл «вяльцевскими»... Интересно, как бы сложилась судьба маленькой девочки с изумительными вокальными данными, метущей коридоры гостиницы на киевском Крещатике, не заметь её оперная дива Серафима Бельская.
И не будь она настолько добросердечным человеком, что поведала в театральных кругах о необыкновенном голосе юной уборщицы.
Благодаря этому обстоятельству, девочку с волшебным, низким грудным голосом стали приглашать в местные варьете для участия в дивертисментах. Девочке-любительнице предложили ангажемент и она стала полноправным членом труппы гастролировавшей по всей России. Уже через год Вяльцеву приглашают в театр Незлобина, московского купца и мецената обладающего уникальным художественным вкусом. Именно на подмостках театра Незлобина певица стала знаменитой и замеченной.
Контракт у Пальма, выступления в салоне петербургского меломана Холева очарованного голосом певицы были новыми победами и шагами вверх по лестнице славы.

Анастасия Вяльцева способна была не только почивать на лаврах. Она работала над голосом, совершенствуя его в Петербургской консерватории, а позднее в мастер-классе Тартакова - короля баритона. Совершенствовалась и в Италии, у профессора Марти... О ней писал Александр Блок.
С восторгом - «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением» говорил о Вяльцевой Илья Репин.

А потом пришла ЛЮБОВЬ...
На девушке из крестьянской семьи женился столбовой дворянин, блестящий офицер конной гвардии Василий Викторович Бискупский. Родители жениха приняли благосклонно невесту сына. Омрачала жизнь молодой семьи лишь необходимость скрывать брак от начальства.
Мезальянсы не приветствовались...
Лишь русско-японская война позволила Вяльцевой открыто проводить мужа на фронт. А когда пришло известие о его ранении, она не колеблясь отправилась в Харбин - выхаживать любимого. Певица Анастасия Вяльцева превратилась в госпитальную «сестрицу Анастасию»...

После окончания изнурительной войны Вяльцева заболела. Болезнь была столь тяжелой, что ни вызов светил с мировыми именами, ни лечение нетрадиционное не могли помочь. Поддерживали жизнь певицы лишь переливания здоровой крови. Крови её мужа...
Вяльцева умерла 4 февраля 1913 года...
Провожало певицу сто пятьдесят тысяч человек...поклонников и... просто...людей...
Над толпой парил огромный венок из белых лилий и сирени - «От безумно любящего мужа, навек преданного памяти...» Да...человек этот отдал бы любимой свою кровь без остатка...но...судьба распорядилась иначе...

В Александро-Невской лавре у гроба певицы стояли Анна Павлова и Матильда Кшесинская, певцы и актеры, сливки высшего общества обеих столиц...
Василий Викторович Бискупский пережил жену на долгих тридцать два года, оставаясь вдовцом, верным своей возлюбленной до конца..

http://www.kino-teatr.ru/imho/68/

http://www.peoples.ru/art/music/classical/vyalceva/

Аудиозаписи для прослушивания

http://musicmp3.spb.ru/mp3/5000/anas...vyaljtceva.htm