http://wyborcza.pl/1,75968,6173069,Gazprom_gora_.html
Konrad Niklewicz
Gazprom górą?
Конрад Никлечив
Газпром взял верх?
Неделю назад я размышлял, не были ли, случаем, деньги основной сутью газового спора. И сегодня, теоретически, я мог бы утверждать, что не слишком ошибался: договорённость премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина была достигнута лишь тогда, когда обе стороны согласовали цену на газ, покупаемый Украиной, а также оплаты за транзит (через украинские трубы) российского газа в Европу.
В том и в другом вопросе Газпром поставил на своём. В будущем году цена газа , продаваемого Украине, будет лишь на 20 процентов (а не на 50) ниже той, какую сейчас платим за газ мы; а начиная с 1 января 2010 года, газ будет стоить украинцам точно столько же, сколько стоит немцам, полякам, чехам и т.п. Напоминаю, что нынешняя цена, которую платит Запад, составляет около 450 долларов за 1000 м куб. Все, однако, ожидают, что в связи с падением цен на нефть, подешевеет и «голубое» топливо. В данные момент я не берусь предсказывать, сколько будет стоить газ в конце 2009 года, но, скорее всего, это не будет 179 долларов за 1000 м куб., столько платила Украина до сих пор. Более правдоподобной кажется цена около 200-250 долларов.
Что касается транзита – то цена пока не изменится. Так, как и было предусмотрено в предыдущем договоре (который упорно отстаивал Газпром). Мне очень интересно, как на новые цены отреагирует хилая украинская экономика. Боюсь, что украинский экономический кризис будут углубляться ещё больше.
Сказавши это, я немедленно признаю, что деньги не были единственной причиной газового конфликта (Мой текст недельной давности был целенаправленной провокацией).
http://blogue.blox.pl/2009/01/Jesli-...Moskwie-I.html
Я признаю, что правы были те, кто утверждал, что Россия закрутила вентиль, чтобы достичь также и политических целей, кроме целей чисто меркантильных.
Их Россия тоже достигла. А что с политикой? Опасаюсь, что в большей мере тоже выиграла. Во-первых, украинская политическая сцена вышла из газового кризиса ещё более разделённой и побитой. В ту минуту, когда я пишу эту статью, я даже не знаю, будет ли договор, заключённый прекрасной Юлией, признан президентом Виктором Ющенко. Во-вторых, благодаря газовому кризису была вытащена из гроба концепция балтийского газопровода (Nord Stream).
Единственное, чего, кажется, не удалось достичь России в политической сфере, этого углубления раскола в Евросоюзе. Можно критиковать слабость Брюсселя, но в последние две недели страны ЕС говорили примерно одно и то же. Они не позволили втянуть себя в рискованную роль арбитра, который должен был бы решительно признать правоту одной из сторон (но это как раз не заслуга Украины).
А судя по тому, что пишет канцлер Германии Ангела Меркель (приглашаю почитать «Газету Выборчу» в понедельник) крупнейшие государства Евросоюза сделали правильные выводы из этого спора: правовые механизмы энергетической солидарности в ЕС будут и дальше развиваться, инвестиции в новые трубопроводы и в диверсификацию поставок газа будут финансироваться из бюджета ЕС.
Last but not least, после этого кризиса в Европе никто уже не станет убеждать, что Россия является стопроцентно надёжным партнёром, впрочем, так же, как и Украина. А это означает, что правительства ЕС будут делать значительно больше, чем раньше, для того, чтобы договариваться с другими поставщиками энергоносителей. И никому уже не станут верить на слово.
Политические результаты газового конфликта хорошо подытожил Станислав Желиховский (лидер парламентской фракции ПСЛ):
- Украина, а также Россия проиграли в глазах Евросоюза вследствие газового конфликта, - сказал он. – В результате газового конфликта Украина отдалилась от Евросоюза.
В том же духе, впрочем, высказался и Збигнев Хлебовский, лидер фракции ГП:
- Хорошо, что российско-украинский газовый конфликт закончился. Он был не на пользу отношениям Украина-Евросоюз.
Что же это, если не политическая победа Москвы? С болью в сердце пишу это, но украинцы сильно потрудились ради этой победы…