То, что слышал сам.
- Sep. 10th, 2017 at 6:44 PM
Побывал на конференции в Хельсинки. Конференцию организовало общество «Историки без границ», поставившее себе целью организовывать общение историков на тему «сложных и спорных» моментов истории. Дело, может и не вовсе бесполезное, но, на мой взгляд, сулящее мало надежд. Скажем, на одной из первых конференций этого общества, посвящённой геноциду армян в Турции в начале XX века, дело едва не дошло до мордобоя. Теперь, вот, ИБГ решили дать возможность пообщаться и навести мосты российским и украинским историкам. Первая конференция прошла в январе этого года, причём украинскую делегацию и отбирал, и возглавлял некто Огрызко – как я понял, бывший замминистра индел Украины. Сам я там не присутствовал,но очевидцы рассказывали, что Огрызко и его спутники с порога заявили, что никакой общей истории России и Украины нет и не было, что ежели когда Украина и входила в состав России – то это было время мордора и фоллаута и что, вооще, пока каблук оккупанта попирает землю Крыма – обсуждать с клятыми москалюгами нечего. Финны, уж на что ребята толерантные, но тут даже они решили, что на наведение мостов этот перформанс походит мало. Поэтому в начале сентября состоялась вторая конференция. На этот раз, как я понял, украинскую делегацию формировали уже сами финны, поэтому приехали достаточно вменяемые люди. Ну, мы с ними побеседовали, пообщались, но, собственно, полезный выхлоп от этого мероприятия, на мой взгляд, с научной т.з. был минимлаьным. Ну да, и мы, и они, за всё хорошее, и против всего плохого. И мы, и они согласны, что «войны памяти» начинают политики, а нам, профессиональным историкам это нафиг не надо. И что? В общем, позитив был сугубо политический – финская общественность увидела, что русские и украинцы в состоянии общаться без рукоприкладства. Уже гут.
Теперь – ради чего я собственно пишу. В кулуарах мне удалось пообщаться с коллегами «из-за стены Яценюка». Так как людям возвращаться обратно, в страну, где г-н Кива уже предлагает убивать всех сторонников «русского мира» по факту недостаточной верноподданости мыслей, дальнейшее – без фамилий. Однако всё нижеследующее я слышал своими ушами. Тут уж ни на какое «Ольгино» и прочий «кремлёвский агитпроп» не сошлёшься.
1. Практически все коллеги с Украины очень подавлены. Общее настроение – уже абзац полный, а дальше будет ещё хуже.
2. История не просто политизирована, а просто перестала быть наукой. При малейшей попытке оспаривать официальные мифологемы с т.з. объективного знания («Позвольте, но Голодомор нельзя называть геноцидом, потому что… Послушайте, но ведь дивизия «Галитчина» действительно была сформирована СС… ну как так – русские не славяне?») историк сталкивается с чудовищным давлением «улицы». Порезать шины или облить зелёнкой – дело обычное и уже не вызывающее какого-то сакрального ужаса. Полиция демонстративно самоустраняется. Нет, в академической среде пока ещё можно говорить, что думаешь, но при выходе в СМИ – изволь бежать со стаей и охотиться со стаей.
3. Вообще «агрессивная улица», «правосеки» и прочий люмпен-пролетариат, указывающий, «как правильно родину любить» вызывает у историков омерзение. Характерная цитата: «Порошенко – идиот. Он думал кинуть правым кость с этой дебильной декоммунизацией и эпопеей с переименованиями, но правые сожрали кость, а теперь жрут Порошенко. А потом сожрут нас». Ну, я, правда при этом подумал – «а где ж вы, такие умные, были в 2013 г.?», но это уже второй вопрос.
4. Историков ставят в стойло. Практически в каждом ВУЗе и академическом институте уже есть официальный куратор от СБУ. Любопытно, что особо прессуют тех, кто едет именно в Москву. В Питер – пожалуйста, в Казань – на здоровье, хоть в Сыктывкар. Только не в «столицу государства-агрессора». Причём тут может прилететь и от «улицы», и от официального руководства.
5. Вообще непонятно, как изучать советский период истории в свете «мемориальных законов». На Украине, как я понял, принят ряд законов, юридически запрещающих вообще всякое использование советской символики и приравненных к ней изображений. Уже есть прецедент – некоего индивида осудили на полтора года условно за фейсбучный пост с портретом Ленина и парой цитат классика. Причём Венецианская комиссия ЕС уже направила в Раду цидулю на тему «прекратите немедленно это безобразие, эти законы нарушают половину законодательства ЕС! Мы вас в Европу не возьмём!». В Киеве сказали «канешна, мы всё исправим!» и законопроект о внесении исправлений в мемориальные законы лежит на обсуждении уже не то полтора года, не то два. И будет лежать, полагаю, ещё лет 10.
6. Во Львове содержатели крупнейших кофеен скрипят зубами. В 2010-2013 гг. у них был шикарный рынок – из России чартером на день прилетали богатенькие буратины, и вечером того же дня улетали обратно. Соответственно, деньги они вообще не считали, и борьба за таких клиентов шла не шуточная. Теперь – ни клиентов, ни борьбы, ни доходов.
Это я слышал своими ушами. Разумеется, я не могу гарантировать, что всё мне рассказанное – правда. Но, с другой стороны, кто я такой, что бы специально для меня сочиняли бы басни?