http://hronograf.narod.ru/06/linkor.htm
... машинисты, находившиеся внизу, были готовы в любой момент завести двигатели, но - ждали команды, как положено в армии, от вышестоящего начальства. Но так и не дождались - в трюмах "Новороссийска" они остались заживо погребенными в морской пучине заложниками воинского долга. Очевидцы рассказывают, что из отсеков до последнего раздавался стук и даже... песня "Врагу не сдается наш гордый "Варяг". Когда корабль окончательно затонул, много живых людей оставалось в образовавшихся воздушных подушках. В днище прорезали отверстие и ... достали девятерых - но весь спасительный для матросов воздух с шумом вышел через эту дыру, а остальные просто захлебнулись хлынувшей в отверстие водойИнженер-лейтенант Радомир Сергеевич Мартынов - командир машинной группы ДД БЧ-5 ЛК"Н". Погиб 29.10.1955.Я среди сотен моряков был на юте. Паники не помню; стояли, сцепив зубы. Но команды прыгать не было - а как мы могли покинуть боевой корабль без команды? Потом нас стало просто сносить в воду. Многие матросы не умели плавать, они хватались мертвой хваткой за тех, кто держался на воде, топили и их, и себя. Знаете, если, не дай Бог, придется тонуть и за вас кто-то будет держаться, - никогда не пытайтесь оттолкнуть, берегите силы. Если не можете спасти его, опускайтесь вместе на дно, там этот человек непроизвольно от вас отцепится, и вы спокойно вынырнете. Там, на "Новороссийске", просто целыми группами уходили под воду! Многие именно так утонули. Я плаваю очень хорошо, старался и других удержать на воде. Потом с подошедших спасательных судов стали помогать нам баграми. Море было полно мазута и крови...
Инженер-капитан 3-го ранга Ефим Михайлович Матусевич - комадир ЭТД БЧ-5 ЛК"Н". Погиб 29.10.1955. С его дочкой я учился в одном классе 10 лет.
http://www.navy.ru/blog/rescue/312.php
Погибли все трое.Вся тяжесть руководства борьбой за живучесть легла на плечи исполняющего обязанности командира БЧ-5 инженера капитана 3 ранга Е. М. Матусевич и командира дивизиона живучести инженера капитан-лейтенанта Ю. Д. Городецкого.
Е.М. Матусевич в 1941 г. поступил в Черноморское ВВМУ, учебу два раза прерывал в связи с уходом на фронт и только в 1948 г. окончил с отличием ВВМИУ им. Дзержинского. После службы на ЛК "Севастополь" в январе 1951 г., был назначен командиром электротехнического дивизиона на ЛК "Новороссийск". Е.М. Матусевич был отличным, преданным службе, высококвалифицированным офицером.
Командир дивизиона живучести инженер капитан-лейтенант Ю.Д. Городецкий в 1948 г. окончил ВВМИУ им. Дзержинского и в октябре 1954 г. был назначен на ЛК "Новороссийск". Он характеризовался как хорошо подготовленный, инициативный офицер. - Отец называл его просто - Юра (БИ).
Вместе с ними, через час после взрыва, активно боролся за живучесть начальник технического управления инженер-капитан 1 ранга Виктор Иванов, в прошлом командир БЧ-5 ЛК "Севастополь", опытный инженер-механик флота.
... Была положительно отмечена работа капитана 3 ранга М.Р. Никитенко, капитан-лейтенанта В.В. Марченко, инженера капитан-лейтенанта С.М. Фридберга, капитан-лейтенанта К.И. Жилина, капитан-лейтенанта В.И. Ходова...