Показано с 1 по 33 из 37

Тема: Новые методы укровоспитания

Древовидный режим

  1. #14
    Кентервильское привидение Аватар для KNDSTN
    Регистрация
    24.12.2008
    Адрес
    Таврическая губерния Краснолесье
    Сообщений
    2,758
    Вес репутации
    62

    По умолчанию

    ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ –
    ХРАНИТЕЛЬНИЦА ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ



    Проблема интеллигенции – была и остаётся вечной и во все времена значимой проблемой для человечества. Именно интеллигенция во все времена не изменяла своим лозунгам, защищая приоритет вечных духовных ценностей – совести и долга, морали и нравственности, добра и милосердия, чести и справедливости, подвижничества и сострадания.
    А это то, что составляет человеческое в человеке.
    Значимее этих ценностей, как справедливо утверждал эзотерический философ – Тейяр де Шарден, являются только гены.
    Интеллигенция во все века была живой совестью любой эпохи, во все самые смутные и сложные исторические периоды именно она пользовалась моральным и нравственным авторитетом у народа. В этом её мессианское, историческое значение в любой стране и во все времена.

    Летом 2008 года в Крыму под руководством Таврического Национального Университета им. В.И. Вернадского и межвузовского центра «Крым» прошла международная конференция «Интеллигенция, ее роль в поиске гражданского согласия в условиях общества переходного периода», где международная интеллектуальная элита очень остро обсуждала все аспекты этой проблемы – от истоков феномена «интеллигенция» до её современных и самых злободневных проблем.

    В одном из выступлений доктора политологических наук, профессора Чемшита А.А. (г. Севастополь) прозвучало базирующееся на фундаментальных аргументах утверждение, что интеллигенция – это «неповторимое, чисто русское явление». Невозможно не согласиться с аргументами профессора А.А. Чемшица, который аргументированно настаивал на том, что «мир обязан появлением оригинального феномена интеллигенции именно России, в такой же мере, в какой он обязан Греции, давшей ему философию или Риму, давшему ему право». Как нельзя превзойти классику, так нельзя превзойти феномен русской интеллигенции, каким он явился миру в Х1Х – нач. ХХ веков. Русская интеллигенция сложилась и достигла своих классических форм во взаимодействии и соперничестве с другими уникальными феноменами российской общественной жизни: великой литературой и искусством, религиозной философией, ответственной и компетентной властью».
    Именно русская интеллигенция была и остается солью русской земли.
    Её, по мнению профессора, всегда объединяла вера в высокие идеалы и высокие устремления, за которыми перспектива развития будущего с человеческим лицом.

    С неподдельной горечью учёные говорили о том, что в настоящее время само существование интеллигенции, как традиционного и исторически сформировавшегося передового слоя любого общества, находится под угрозой, а «звезда российской интеллигенции» с ее нравственной составляющей грозит погаснуть навсегда.

    Эту озабоченность разделяют лучшие представители современной интеллигенции, трезво мыслящие, не коррумпированные, не ангажированные властью, отстаивающие право на интеллектуальную и духовную свободу.

    В наш век интеллектуального прагматизма и откровенной коммерциализации всего и вся, в том числе культуры, литературы и искусства, эта угроза стала более, чем реальной.
    В современном обществе интеллигенты и интеллектуалы меняются местами – всё более истребованными становятся интеллектуалы, считающие, что продвинутые технологии и коммерческая наука могут всё (куда уж дальше, если научились клонировать себе подобных). Но подобных кому?
    Подлинная интеллигенция же переживает сейчас свои, может быть, самые «чёрные» времена.
    Образование, в том числе высшая школа, ориентированные на западные стандарты обучения, штампуют мало образованных в широком смысле этого слова людей – т.н. «узких специалистов», чьё поле – рынок узких способностей. Социум получает поколение плохо думающих и плохо чувствующих людей, которые сегодня могут назвать родиной любую страну, где их узкие способности выше оплачиваются.
    Современный литературный рынок – стал рынком «легкого чтива», бульварных романов, ширпотреба. Современная музыка – это низкопробная, бессмысленная «попса», не только не несущая никакой интеллектуальной нагрузки, но и своей какофонией разрушающая психику молодежи.
    В литературе, поставленной на рыночные рельсы и удовлетворяющей спрос низкопробного любителя «лёгкого чтива» – всё большее распространение получает никогда ранее неизвестное русской литературе явление «литературных негров». «Неграми» являются талантливые писатели, которые, не имея финансовых возможностей издавать действительно стоящую издания литературу, вынуждены работать на тех, кто способен оплатить дорогостоящие рыночные услуги издателей.
    Союзы писателей, назначение которых быть «живой совестью» культуры, поддерживать традиции русской литературы, выявлять литературные дарования, собирать их по крупицам, издавать за счёт этих союзов, этой роли не выполняют.
    Эти союзы, бывшие объединения духовных сил в литературе, ныне охвачены склоками по разделу корпоративных прав и имущества, которые годами отсуживают их друг у друга в судебных органах.
    Литературные и благотворительные фонды, ежегодно объявляющие конкурсы на лучшие произведения в области поэзии и прозы, зачастую превращаются в «междусобойчики», результаты и цели которых заранее известны. Более того, за фасадом декларированных благотворительных целей, они, порой, становятся одной из форм отмывания чьих-то «грязных денег».
    И это давно уже не секрет ни для пишущих, ни для читающих, ни для участвующих в этих конкурсах.
    Со стороны государства культура, искусство, литература находятся в состоянии заброшенности и повсеместно финансируются, как известно, по остаточному принципу.

    Интеллигенция, оказавшаяся сегодня на «задворках великих империй» и вынужденная влачить жалкое существование, оказывается, зачастую ангажированной олигархами и властью, и, порой, служит их сиюминутным задачам и целям. Властям и сегодня нужны мыслящие и думающие люди, и их способности они пытаются поставить на службу той или иной политической или экономической элиты, интеллектуальный уровень которых сам по себе недопустимо низок и откровенно корыстен. Политические и экономические нувориши стараются «приватизировать интеллигенцию с ее интеллектуальным капиталом», как они давно приватизировали то, что принадлежало всему народу. Такие услуги интеллигенции, понятно, оплачивается по уровню ее интеллекта.
    Но угрозу таких процессов нельзя недооценивать, она огромна, и она в том, что нравственное начало интеллигенции подменяется политической целесообразностью заказчика с одной стороны, и стремлением интеллигента, брошенного своим государством на произвол судьбы, выжить любой ценой – с другой стороны. Нельзя допустить, чтобы интеллигенция утратила свою творческую независимость и превратилась в служебный придаток истеблишмента и бизнеса.
    В этом – один из признаков культурного упадка современного общества.
    Нельзя забывать, что основная роль интеллигенции, как социального феномена и как носителя нравственности, остаётся вечной и неизменной – она должна исполнять функцию сторожа «над пропастью во ржи», чтобы общество не переступило грань дозволенного в постоянных провокациях власти, за которыми всеобщая бездна.
    Роль интеллигенции приобретает всё большее значение в настоящее, кризисное во всех отношениях время, которое в учёных кругах справедливо называют временем «массовизации и клиповости культуры», «абсурдности и духовной маргинальности», «нравственной охлократичности», «виртуальной имитации ценностей», «дутых авторитетов».
    Ведь интеллигент – это тот, в ком не умирает социальная память и социальная совесть, и сила его заключается не только и не столько в его интеллекте и в его уме, она в его сердце. Интеллигент – это тот, в чьем сердце никогда не утихает боль за судьбу отечества, за состояние культуры и литературы, общественной морали, за всех «униженных и оскорбленных», за будущие поколения.
    Интеллигент, по определению Д.С. Лихачева, это – человек «обладающий умственной порядочностью» и душевной скромностью.
    Если даже на грани выживания – не попросит, и не потребует даже принадлежащего ему по закону.
    В современном мире интеллигенция действительно на грани выживания, она лишена своего «хлеба насущного», принадлежащего ей не только по праву, но и по достоинству результатов её труда, который недопустимо обесценен (зарплата уборщицы в администрациях исполнительной власти превышает месячную ставку преподавателя высшей школы на Украине). Труд интеллигенции до сих пор оплачивается по прожиточному минимуму, многие ее представители вообще лишены возможности зарабатывать на жизнь, работая по специальности. В таких условиях интеллигенции трудно оставаться интеллектуально и творчески независимой.
    Логическим результатом такого отношения к интеллигенции со стороны государства является её отток в другие страны, а это наш интеллектуальный капиталл, изымаемый из пространства отечественной экономики, политики и культуры, который оценивается в десятки раз ниже таких же специалистов в чужих странах. Численность международных мигрантов ныне составляет 191 миллион человек, к ним необходимо добавить нелегальных эмигрантов – беженцев, число которых приближается к 10-15 % всех мигрантов. Из общего числа мигрантов в Европе и Северной Америке сосредоточено 108 миллионов. Из Украины ежегодно выезжают 36-40 тысяч специалистов и ученых, Россию покинуло около 5 миллионов специалистов. Всё это – интеллигенция...
    Происходит разделение интеллигенции между странами «золотого миллиарда» и развивающимися государствами.
    «Хлеб насущный», который интеллигенции удается зарабатывать собственным трудом как на родине, так и «чужой хлеб» – это очень горький хлеб. При этом волей и неволей вытравливается чувство родины и дома...
    Но большая беда в том, что интеллигенция лишена другой пищи – «хлеба надсущного», без которого она жить не способна.
    Книги, которые хочет читать интеллигенция, на современном отечественном книжном рынке баснословно дороги и мало ей доступны (а интеллигенция всё-таки до сих пор, несмотря на возможности Интернета предпочитает книгу держать в руках и читать её не спеша, размышляя над мыслями автора, внутренне полемизируя с ним, сопоставляя с ним свои мысли и раздумья). За границей она вообще лишена русской книги.
    Современное телевидение, откровенно лживое и насквозь коммерческое, загнало интеллигенцию «в глубокую ночь», как образно выразился доктор философских наук из Санкт-Петербурга профессор М.С. Уваров, потому что стоящие внимания телепрограммы о культуре, литературе и искусстве можно, действительно, увидеть только глубокой ночью, поскольку СМИ давно работают исключительно на коммерческой основе. Поэтому телевидение изобилует продуктами явного ширпотреба и откровенного «культурного дебилизма» – бесконечными шоу-проектами, интеллектуальный уровень которых не выдерживает никакой критики. Понятно, что подобная «духовная пища» не по вкусу людям настоящей культуры и они, горько шутя о том, что хуже телепроекта «Дом-2» может быть только проект «Дом-3», не смотрят телевизор вообще.
    Намерения интеллигенции организовать на телевидении (хотя бы местном) альтернативные программы, пропагандирующие принципы и традиции подлинной культуры, натыкаются на тот же пресловутый коммерческий вопрос – у оставшихся ещё в живых носителей этих традиций, конечно же, нет таких средств, чтобы оплачивать коммерческий телеэфир.
    Совместные литературные сборники издаются пишущими повсеместно «вскладчину», мизерными тиражами, а стоимость их год от года становится не карману их авторам. Эти сборники, в которых иногда сверкают неподдельным талантом современные «жемчужины пера», никогда не читаются ни чиновниками от культуры, ни чиновниками от политики.
    Из-за мизерных тиражей они не доступны и широкому читателю.
    Первый на всем постсоветском пространстве памятник Н.С. Гумилеву был открыт не в Москве, не в Питере, а в Коктебеле, и не заботой чиновников от культуры, а по инициативе крымской интеллигенции и на средства общественности, не равнодушной к культуре и к русскому слову.
    На этом фоне отдельные декларации государственных чиновников, якобы проявляющих заботу о культуре, искусстве, литературе, чаще всего так декларациями и остаются, либо превращаются в кратковременную административную эйфорию или административный кураж. Недавно (осенью 2008 года) в Ялте открылся возрожденный театр А.П. Чехова, самыми дорогими гостями на открытии были голливудские актеры, в планах которых свои голливудские представления о назначении и использовании этого театра. Вряд ли русская культура, русский театр и русские актеры могут рассчитывать на достойное место в таком театре. Это не удивительно, если А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М.Достоевский, Н. С. Гумилев, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова давно стали на Украине зарубежными писателями и поэтами, и изучаются они накоротке, как зарубежные.
    Недалеко то время, когда грядущее поколение вообще не будет знать ни Пушкина, ни о Лермонтова, ни о Достоевского, ни о Чехова.
    Современные украинские чиновники от культуры и просвещения всё делают для этого.
    Что же предлагается взамен русских классиков для изучения в общеобразовательных школах Украины?
    Согласно утвержденной министерством просвещения программе для изучения детям рекомендуются произведения новоявленных украинских литераторов, скороспелые «шедевры» которых не выдерживают никакой разумной критики у людей разумных, поскольку изобилуют откровенной нецензурщиной и живописными сценами садизма и порнографии, явно антироссийской идеологической направленности.
    Герои их – «благородные бендеровцы», которые мужественно борются с москальскими палачами и давят «красную гадину» до последнего москаля.
    О какой толерантности в любом понимании этого слова можно говорить, когда подобные вещи насаждаются в общеобразовательных школах Украины с благословения министерств культуры и просвещения?

    Обостряющиеся по вине недальновидных украинских политиков отношения с Россией, таможенные барьеры лишают интеллигенцию России и Украины, имеющую одни славянские корни двух братских народов, нормального творческого общения.

    Современной интеллигенции как преемнице интеллигенции классического типа, хранительнице совести общества, ответственной за развитие разумности человека, его вечных человеческих качеств – добра, гуманизма, чести, справедливости – должна быть обеспечена реальная возможность хотя бы быть услышанной.
    Пока таких равных возможностей у современной интеллигенции нет – ни творческих, ни информационных, ни финансовых.
    Особенно горько об этом говорить на фоне ошеломляющих и так щедро рекламируемых СМИ картин из жизни современной богемы «от культуры» (тоже культура?), чьи баснословно дорогие забавы напоминают пиры во время чумы времён упадка Рима. Ужин в кафе на фестивале песни «Новая волна» в Дзинтари в 2008 году стоил 15 000 долларов, сотнями тиражируемые и ежедневно демонстрируемые клипы звезд эстрады, изобилующие картинами жестокости, насилия и откровенного порно, стоят десятки тысяч долларов.

    Процесс духовного оскудения людей, угасания в них духовного начала – логический итог пропаганды такой «культуры»...

    Грустно, но современную социальную жизнь вполне справедливо охарактеризовать как:
    – баснословное богатство и безрассудные возможности тех, кто разрушает культурные ценности;
    – духовную и творческую неустроенность современной интеллигенции;
    – безответственность государств и их политиков, на которых лежит ответственность за состояние современной культуры и за последствия такой безответственности.

    Д.С. Лихачев – патриарх русской культуры, основатель фонда культуры СССР, защитник культурного единства человечества не случайно выдвинул такие понятия как «экология культуры», «нравственная экология».
    Эти понятия неразрывно связаны с нравственным обликом современного человека, с обликом духовной элиты общества, его интеллектуальной совести – интеллигенции.
    Интеллигенция – это вечная носительница Всеединства и Соборности любой нации, а значит стабильного процветающего будущего нации.
    Потерять интеллигенцию – самая великая потеря...
    Для любой страны...




    Старший преподаватель
    Керченского экономико-гуманитарного института
    Таврического Национального Университета
    им. В.И. Вернадского,
    член Союза русских писателей Восточного Крыма
    отделения Союза писателей России Л.В. Храмкова
    "Мистики и чудес НЕТ, есть разная степень знания"
    Как ни приманчева свобода, но для народа, не менее погибельна она, когда разумная ей мера не дана. "Конь и всадник" Крылов.

  2. Сказали спасибо KNDSTN :

    Bond (09.03.2009)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •