С удовольствием расскажу про сурков.

Сурки относятся к семейству беличьих, так что являются родственниками ваших питомцев. Сурки одни из самых крупных грызунов на планете, уступают в размере только капибаре и бобру. Вес сурков достигает 12 кг, длина до 90 см., в природе сурки живут до 20 лет. Современной наукой признано 15 видов сурков. В России обитает 5 видов, в Евразии (вместе с Россией)- 9, в Северной Америке 6 видов сурков.
Бывают сурки горные и равнинные, но все они живут в норах. Все виды сурков впадают в зимнюю спячку, продолжительностью от 4 месяцев до 9, в зависимости от вида сурка и местообитания. К спячки сурки увеличивают свой вес на 40- 50%. Во время спячки сурки не едят и не пьют, не делают запасов еды. В природе сурки питаются растительной пищей, изредка поедают жуков, гусениц и других мелких насекомых. Воду почти не пьют, получая влагу из сочных растений. Сурки- животные семейно-территориальные, т.е. живут семьями на определенной территории. Свои владения семья ревностно охраняет от чужаков, прогоняя пришельцев. Половозрелыми сурки становятся к трем годам (исключение- Лесной сурок, который в фильме «День сурка», он может приносить потомство в год).
Вот такое знакомство с сурками вообще.
Теперь расскажу про свою питомицу.


Этот вид сурка называется байбак или степной сурок. Её зовут Феня, ей через месяц будет 6 лет. Феня рождена в неволе и всю свою жизнь прожила с людьми (у меня –с четырех месяцев). Феня- дама серьезная, взрослая, со своим непростым характером. Нельзя сказать, что характер у неё плохой (знаем мы сурков и с более тяжелым характером), но и простушкой её назвать нельзя. Так как информации про домашнее содержание сурков нет никакой, в самом начале мы сделали много ошибок, поэтому Феня много болела, имеет много травм. Но на данный момент здорова (тьфу-тьфу-тьфу). На первый взгляд, сурки животные толстые и неповоротливые, но на самом деле это не так. Это очень ловкие, быстрые (человек на открытой местности не сможет догнать сурка), необычайно сильные животные. В дикой природе лиса, многие крупные хищные птицы, хорьки и другие мелкие хищники не могут справиться с взрослым сурком. Необычайно сильны у сурка челюсти. Если он разгневан и вцепляется во что-либо- это очень напоминает хватку бультерьера. Сурок может нанести очень серьезные травмы человеку (известно немало таких случаев) порванные сухожилия на руках, вырванные куски мяса- нередкие случаи. Да и у многих опытных сурководов- на руках/ногах множество шрамов. Почему это происходит- отдельная, длинная история.


Феня живет в большой клетке, пару раз в день выпускается на прогулку по квартире. Раньше очень любила спать с нами в кровати. В квартире живут ещё две кошки, с которыми Феня нормально ладит. Иногда, правда, сурок может дать трепку кошке, но это крайне редко. Вообще, сурок, главный персонаж в квартире (как он сам думает).
Дело в том, что около 20% домашних сурков которых я знаю, устойчиво агрессивны к одному из людей, проживающих с ними в квартире. Возможно, это главная сложность домашнего содержания этого зверька, т.к. ненависть сурка вещь очень неприятная и опасная для человека.
Пионеркой в лютой ненависти к своей хозяйке была как раз Феня. Года два назад, моя жена Маша вернулась домой из туристической поездки и… с тех пор Феня её возненавидела лютой ненавистью. Сурок бросается на жену, преследует её по всей квартире, начинает злится даже когда слышит её голос. Феня ненавидит даже Машины вещи- если находит их, начинает сгребать в кучу, ложится сверху- т.е. доминирует.
Сначала, нас такое поведение сурка удивило, ведь Феня прожила у нас к тому моменту более трех лет, очень любила Машу, спала с нами в постели ночи напролет, любила засыпать у Маши на коленях, и вдруг такое… Мы думали, что это временное помутнение рассудка и скоро пройдет, но шли дни и недели, но ненависть не проходила. Чего мы только не пробовали: и лупили сурка, и не выпускали гулять, и не кормили несколько дней (для сурка это неопасно), а потом еду приносила Маша- всё оказалось бесполезно. И вот уже более двух лет продолжается эта невесёлая история.
После возникновения этой ненависти уклад нашей жизни и распорядок Фени сильно изменились.
Если до всей этой истории сурок часами гулял по квартире, мог заснуть где-нибудь в диване, потом выйти и полдня проваляться в нашей кровати, а потом ещё и проспать с нами всю ночь, то теперь, когда сурок гуляет, Маше приходиться прятаться на кухне. Если только Феня учует своего врага, она начинает его преследовать. Прогулка сурка теперь выглядит так: Маша на кухне, сурок топчется на пороге, стучит зубами, строит страшные рожи, а я между ними, перекрываю путь сурку. Долго люди в такой диспозиции не выдерживают, и через полчаса сурок отправляется в клетку. До реальных укусов дело не дошло, но только из-за нашей бдительности и осторожности. Но был случай, когда Маша пошла на балкон и гуляющий сурок блокировал её там. Я разговаривал по телефону и не слышал Машиных призывов о помощи. Жена просидела на закрытом балконе минут 20, прежде чем я не отогнал Феню.
Расскажу другой случай. Года полтора назад мне отдали полугодовалую сурчиху Фиру. К этому моменту Феня уже находилась в спячке, через пару недель отправилась в спячку и Фира. Зимовали они в разных ящиках и первый раз встретились только весной…. и тут же вцепились друг в друга мертвой хваткой, еле челюсти смог разжать. Самки сурков плохо ладят между собой. Чтобы избежать кровопролития, приходилось их прогуливать в разное время и в разных комнатах. Причем после прогулки Фени я менял майку и мыл руки с мылом, чтобы другой сурок не учуял запах врага.
И вот однажды, я не помыл руки и не сменил майку после того, как потискал свою «старушку» Феню и выпустил малышку Фиру. Всё. Как отрезало, Фира тут же возненавидела меня, стала бросаться и пытаться укусить.
У нас образовался дурдом: Маша прячется- я гуляю Феню; потом я прячусь- Маша гуляет Фиру. Однажды, Маша допоздна задерживалась на работе, и мне стало жалко малышку Фиру, которая билась в клетке и очень хотела на прогулку. Я её выпустил, решив, что имея некоторый навык обращения с сурками, смогу справиться с ненавидящем меня молодым сурком. Улучив момент, сурок вцепился в мою руку со всей силы сжав челюсти с молодыми, острыми зубами. Чтобы расцепить челюсти и отправить байбака в клетку потребовалось некоторое время… Когда Маша вернулась домой, она увидела залитую кровью комнату и мою руку, превратившеюся в «слоновью ногу». С опухшей и перебинтованной рукой я проходил около месяца.
Это случаи, которые происходили только с моими сурками. У других сурководов есть свои истории «сурчиной ненависти».





Взято с беличьего сайта

http://forum.belochki.ru/index.php?s...st=20&start=20