Отношение к белкам у разных народов

В древние времена белки неоднозначно воспринимались у разных народов, с ними было связано много поверий и легенд.

У японцев белка считалась символом плодородия и носителем не иссякающих идей. Она часто изображалась вместе с виноградной лозой.

Кельты считали ее вечной спутницей олицетворяющей землю ирландской богини Медб – покровительницы верховной власти.

Беременным хорваткам запрещалось употреблять в пищу мясо белок, так как считалось, что ребенок может родиться черным.

Словаки вышивали символ белки на занавесках, которыми отгораживали роженицу, вместе с петухом, оленем и павлином. А новорожденного сразу заворачивали в беличьи шкурки, что бы, не подпустит к нему злых духов.

У северных народов в их календаре присутствовал месяц белки, который начинался с конца января и продолжался по конец февраля. Это время было связано с началом гона у этих зверьков.

Белка так же фигурировала и у зороастрийцев, но только не в календаре, а в гороскопе в качестве покровительницы родившейся в определенные годы людей (1916, 1948, 1980, 2012 гг.). Согласно их верованием, люди, рожденные в эти года, должны иметь мелкие черты лица, обладать подвижностью, неровным характером, живостью, умом, высокой работоспособностью, домовитостью и стремлением создать семью, консервативностью во взглядах. Если же смотреть глобально, то для всего человечества эти годы чреваты подменой сложившихся моральных устоев.

По поверьям скандинавов белка Рататоск (что в переводе означает «грызозуб») бегает по Мировому дереву Иггдрасиль, которое символизирует триединство Небесного, Земного и Подземного царствования. Она является посредником между живущим в его ветвях орлом (небом), меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, и обитающей у корней змеей Нидхегг (представитель нижнего мира). Считалось, что белка передает их бранные послания друг другу. И поэтому она автоматически становилась носительницей недоброжелательства, неразберихи и воцарения хаоса.

Славяне называли белку хитрой за присущую ей ловкость и сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. У них скачущая по деревьям белка ассоциировалась со сверкающей молнией, то есть со стихией. Они считали, что она является вместилищем бога-громовника, становясь в один ряд с орлом – символом войны, и являясь предвестницей битв и мора.

Белорусы верили, что в образе белки к человеку приходят домовой, водяной или русалка, они, согласно поверьям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.

Но не только негативное отношение было к этому зверьку. Ее изображали на талисманах или использовали в качестве оберега ее когти, полагая, что это улучшит благосостояние. Встреча же с ней сулила приход гостьи.

У разных славянских племен были свои особенные представления о символическом образе белки, которые накладывали отпечаток на их уклад жизни и религию. Так русичи и белорусы считали, что весь беличий народ находится во власти лешего, который ими же и управляет.

В христианстве белка символизировала жадность и алчность. Так в «Соннике Соломона» говорится о том, что если во сне человеку явится белка, то мужчине это сулит встречу с лживой женщиной, потерю материальных накоплений, но и, как бы парадоксально бы это не звучало, неожиданную радость. Женщине такие сновидения предвещали, что она будет обманута, не достойным человеком.

Как бы то не было, языческие поверья и время темных веков минули, и к белке теперь обычные люди относятся просто как к милому, пушистому и обаятельному зверьку, а ученые как к одному из самых интересных живых объектов для наблюдения и изучения.


Интересные факты

1. Современное название белки произошло от названия разменной монеты «бела», которой служили шкурки этих животных. Такие «животные деньги» («шкурные») были введены в торговый оборот еще издревле, так как беличий мех всегда ценился и пользовался спросом, а ушли они с приходом денежных отношений.

2. За день белка может обработать до 15 еловых шишек и более 100 сосновых. Она, схватив зубами чешуйку, поднимает ее в верх, так что та отлетает и семечка показывается наружу. На такую обработку одной сосновой шишки тот зверек тратит 3 минуты. Из нее она добывает около 30 семян, общий вес которых составляет две десятые грамма. В дневной рацион белки входят 100 – 150 шишек, которые составляют 5% от ее веса. Этого количества продукта достаточно, что бы утолить голод и отложить запасы жира.

3. Изображение белки, грызущей орех, присутствовало на государственной валюте Белоруссии. Она изображена на аверсе купюры 1992 года достоинством в 50 копеек.

4. Кроме денег, белки так же присутствуют на гербах. Так, например, на гербе Зеленоградского административного округа города Москвы, две белки рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат в лапках щит, на котором нанесена символика города.
http://www.zoovet.ru/animals.php?vid=432