Автор: Джастин Раймондо (Justin Raimondo)
Дата публикации: 25-02-2009
В Афганистане, Пакистане и по всему Ближнему Востоку проклинают Америку, и всё это из-за политики администрации Буша и его предшественников. В эру Буша наше международное положение очень сильно пошатнулось – миллионы людей гадали, на какую безумную авантюру решится Вашингтон в следующий раз. Наша милитаристская внешняя политика лишь оттолкнула от нас наших друзей и увеличила число наших врагов, подвигнув их на дальнейшую борьбу.
Однако если послушать Андрея Илларионова, список наших врагов неполон. В него также следует добавить ещё одного – Россию.
Илларионов – российский гражданин, прежде работавший главным экономическим советником тогдашнего президента России, Владимира Путина, а ныне являющийся старшим научным сотрудником якобы либертарианского (и противника интервенций) Института Катона. В 2005 Илларионов подал в отставку, заявив, что в России царит диктатура, а Путин – чудовище. Последние несколько лет он провёл, рассказывая всем, кто готов его слушать, что Россия представляет угрозу для США, и сравнивая любую попытку налаживания добрососедских отношений с Россией с мюнхенским соглашением*; идея, которую несколько лет назад обоснованно высмеял сотрудник Института Катона Джастин Логан.
Так или иначе, Илларионов, действуя под прикрытием Института Катона, сумел вызвать к себе доверие и был сегодня приглашён в комитет по иностранным делам Палаты представителей конгресса США для участия в слушаниях. Содержание его выступления стало известно благодаря надёжному источнику в столице. Я уже не раз сталкивался с экстремистскими высказываниями Илларионова на сей счёт, но должен сказать, что на своём выступлении перед собравшимися в Вашингтоне законодателями он просто превзошёл сам себя. По любым стандартам, даже самым наинижайшим, показания Илларионова – один из наиболее постыдных моментов за всю историю либертарианского движения.
(Предупреждение автора: "Я сохранил оригинальную лексику и грамматику").
По мнению Илларионова, правительство США на протяжении последних пятнадцати лет – сначала при Билле Клинтоне, а затем и при администрации Буша, – делало всё возможное для того, чтобы уважить Москву, да только всё оказалось впустую. "Результаты этой политики хорошо известны", – заявляет Илларионов. "Полный провал. Россия так и не смогла войти в сообщество мирных демократических народов".
Однако в этой пересмотренной версии истории опущено несколько фактов. Например, нарушение Америкой соглашения, достигнутого Бушем старшим и Горбачёвым, по которому СССР соглашался на падение Берлинской стены и объединение Германии в обмен на обещание США не расширять НАТО на Восток. Затем был такой пустяк как балканская война, когда США напали на Югославию без соответствующего мандата ООН, убив 5 тыс. мирных граждан и установив в Косово власть Армии Освобождения Косова, после чего в крае прошли этнические чистки сербов, а сам он превратился в наркотическую столицу и крупнейший чёрный рынок по торговле оружием в Европе.
Однако признание любого из этих фактов идёт вразрез с тезисом Илларионова о том, что Россия – невиданное доселе воплощение Абсолютного Зла и главная угроза для США, возможно, даже более страшная, чем Аль-Кайда. По его мнению, позиция администрации Обамы "поразительно напоминает позицию предыдущей администрации в начале каждого из её двух сроков. Мы видим похожее желание улучшить двусторонние отношения, похожие позитивные заявления, похожие жесты доброй воли и многообещающие встречи". Кому как, а лично мне это нравится, чего нельзя сказать об Илларионове, ведь, по его мнению, "раз в обеих странах не произошло никаких кардинальных изменений в политической системе, весьма вероятно, что события вот уже в третий раз подряд будут развиваться по старой схеме: большие надежды, глубокое разочарование, серьёзные неудачи".
Жесты доброй воли, многообещающие встречи, позитивные заявления, усилия по улучшению отношений – Илларионов считает всё это бессмысленным. Почему? Всё очень просто: "Сегодняшняя Россия – это недемократическая страна. Международная правозащитная организации "Фридом Хаус" вот уже в течение пяти лет, начиная с 2004 года, присваивает России статус "несвободная". Согласно классификации политических режимов, нынешний режим в России следует считать жёстким авторитарным. А ключевую роль в российской политической системе играет Корпорация тайной полиции".
Организация "Фридом Хаус", которая в своё время громко поддержала вторжение в Ирак и которая вагонами получает деньги американских налогоплательщиков благодаря афёрам "Национального фонда в поддержку демократии", ставит Россию на один уровень с Китаем. И это несмотря на регулярно проводимые президентские и парламентские выборы, на которых конкурируют самые разные силы – от крайне левых коммунистов до крайне правых националистов. Путин со своей многопартийной коалицией находится где-то посередине. Но обо всём этом молчат и "Фридом Хаус", и Илларионов, который обвиняет правящую партию в "подавлении" оппозиции, поскольку, видите ли, она продолжает побеждать на выборах.
При всём при том в мировосприятии Илларионова нет места истинным фактам, о чём совершенно ясно свидетельствуют нижеприведённые высказывания. В разделе своего выступления, озаглавленном "Корпорация тайной полиции", он даёт свой анализ того, какие силы стоят за российским государством:
"Сотрудники Федеральной службы безопасности, как действующие, так и уже ушедшие в отставку, представляют собой уникальный союз (необязательно официальный), который можно назвать братством, орденом или корпорацией. Эта Корпорация агентов тайной полиции (КТП) включает в себя, прежде всего, всех бывших и действующий сотрудников ФСБ (бывший КГБ), а также некоторых сотрудников ФСО и Генеральной прокуратуры. Офицеры ГРУ и СВР также играют немаловажную роль в КТП. Всех членов Корпорации объединяет большая преданность своим организациям, строгий кодекс поведения и чести, основные принципы поведения, в том числе и правило взаимной поддержки в любых обстоятельствах, а также кодекс молчания. Поскольку Корпорация чётко соблюдает все традиции, иерархию, законы и порядки, принятые в тайной полиции и спецслужбах, её члены демонстрируют высокую степень подчинения текущему руководству, очень преданы друг другу и соблюдают довольно строгую дисциплину. Чтобы заставить членов организации соблюдать эти нормы, есть как формальные, так и неформальные средства. А их нарушение влечёт за собой самое суровое наказание, вплоть до высшей меры" .
Короче говоря, Россией управляет тайное братство агентов КГБ, которое, в сущности, никогда и не выпускало власть из своих рук. Члены этого тайного братства сумели сохранить в своих руках все нити управления российским обществом. А удалось им это потому, что они – особая порода:
"Членам Корпорации прививается комплекс превосходства над остальным населением. Членов Корпорации распирает от осознания собственной значимости и превосходства над людьми, не принадлежащими к КТП. Они наделены льготами, среди которых и два наиболее заметных инструмента, дарующих реальную власть над остальным населением в современной России – удостоверение ФСБ и право на ношение и использование оружия". [Выделение присутствовало в оригинале.]
Разумеется, в Вашингтоне ни у кого нет комплекса превосходства. А что касается возможности того, чтобы наших чиновников "распирало от осознания собственной значимости" – да что вы, это просто непредставимо! Можно только удивляться узости взглядов Илларионова: в конце концов, право на ношение и использование оружия, увы, и в США признаётся далеко не везде, и всё больше подвергается нападкам. Неужели из этого следует, что мы живём в тоталитарном государстве? Не смешите меня.
Согласно Илларионову, это тайное общество, "КСП", управляет всем и вся в сегодняшней России. Конечно, он продолжает усиленно уверять нас, что есть небольшое количество диссидентов. "Не все" в российском правительстве являются рабами этой всепроникающей неокоммунистической тайной организации. Однако всемогущая Корпорация маячит за сценой, управляя государством через своих марионеток. Он утверждает, что их деятельность становится всё более агрессивной и всё более антиамериканской.
"Телевидение, радио, пресса подвергаются жёсткой цензуре, а правительственная пропаганда, проповедующая культ силы и насилия, направлена против демократов, либералов, западников и сам Запад, в том числе, а скорее даже в первую очередь, США. Уровень антиамериканской пропаганды несравним даже с тем, что был в Советском Союзе, по крайней мере в 70 – 80 годы прошлого века".
То, что Илларионов называет "подвергнутым цензуре", вовсе не является государственной цензурой. В России нет никакого контролирующего СМИ правительственного агентства, которое бы детально изучало новости и комментарии к ним с целью выявления антиправительственных мнений. Просто в основных СМИ России существует некая "однородность" мнений, поскольку многие СМИ принадлежат проправительственным бизнесменам – могущественным фигурам в высших эшелонах национальной капиталистической элиты. Пусть и в меньшей степени, но точно то же самое мы можем наблюдать и в самой Америке: основные СМИ, спонсируемые прикормленными государством корпорациями, всегда говорят одно и тоже, когда обсуждаются какие-либо действительно важные вопросы, в том числе вопросы войны и мира.
Илларионов, кажется, живёт в какой-то альтернативной реальности, в неком воображаемом мире, где Россия вернулась в тридцатые годы прошлого столетия, когда вся власть в стране действительно принадлежала одной партии. Если верить ему, то:
"С 1999 года в России больше не проводятся свободные, открытые, честные парламентские или президентские выборы. Последние выборы в российский парламент в декабре 2007 и выборы президента страны в марте 2008 были проведены под чётким контролем спецслужб, которые в обоих случаях вбросили как минимум 20 млн бюллетеней в пользу кандидатов от правящей партии. Ни оппозиционные партии, ни оппозиционные политики не были допущены не только к участию в выборах, но часто даже не были зарегистрированы в Министерстве Юстиции".
Однако всё это просто-напросто враньё, причём абсолютно нелепое. С 1999 года в России уже три раза проходили президентские выборы, на которых в бюллетенях было в среднем по шесть кандидатов. А на парламентских выборах число партий, принимавших в них участие, вообще достигало нескольких десятков. Помимо пропутинской "Единой России", каждый гражданин мог отдать свой голос за коммунистов, аграриев, ЛДПР, Демократическую Партию России, Российскую Демократическую Партию, СПС, Справедливую Россию, Гражданскую Оборону, Партию Общественной Справедливости и т. д. А ведь в Америке мы можем выбирать всего из двух партий, которые к тому же имеют существенную поддержку государства и федерального правительства.
Илларионов и другие "либеральные" враги России жалуются на то, что Путин и его преемник, Медведев, на выборах набирали более 70% голосов. Но даже если представить, что какое-то обычное в таких случаях мошенничество действительно имело место – а что, неужели Москва так уж отличается в этом от Чикаго? – опросы общественного мнения показывают, что Путин и его партия нравятся подавляющему числу россиян. Нельзя сначала жаловаться на отсутствие настоящей "демократии", а потом – на её результаты, когда Путин и его партия раз за разом побеждают в опросах.
Илларионов утверждает, что "в России имеется как минимум 80 политзаключённых, отбывающих срок за свои взгляды и политическую деятельность". В качестве примера он называет только Михаила Ходорковского – миллиардера, помимо всего прочего обвинённого в уклонении от уплаты налогов, коррупции, отмывании денег и убийстве. Остальные, имён которых он не называет – члены национал-большевистской партии, возглавляемой Эдуардом Лимоновым, чью политическую философию и методы лучше всего отражает партийный символ: расположенный на красном фоне белый круг с чёрным серпом и молот внутри. Идеология Лимонова отличается крайним национализмом, откровенной ненавистью ко всему западному и открытым восхищением насилием. Члены НБП устраивают настоящие побоища с милицией и захватывают правительственные здания, а свои ряды они пополняют за счёт скинхедов и прочих отбросов российского общества. Вместе с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым национал-большевики создали антипутинскую коалицию под названием "Другая Россия", которой, однако, не удалось сплотить вокруг себя никого, кроме лимоновских экстремистов и других групп, больше известных на Западе, чем в самой России.
Всё это просто-напросто обычная русофобия: мы слышим одну и ту же песню на протяжении многих лет, с того самого момента, когда Ричард Перл провозгласил, что Россию следует исключить из G8 за её отказ поддержать вторжение в Ирак, а Дик Чейни обвинил Россию в ведении "энергетической войны" против её соседей. Илларионов полностью согласен с Чейни и приводит список войн, проведённых русскими с приходом Путина к власти:
"Агрессия против других стран.
С 2004 года российский политический режим провёл серию войн разных типов против других народов. Список актов агрессии за последние пять лет впечатляет:
Русско-белорусская газовая война 2004,
Первая русско-украинская газовая война, январь 2006,
Русско-грузинская энергетическая война, январь 2006,
Русско-грузинская винная и минеральная война, март – апрель 2006,
Русско-грузинский шпионский конфликт, сентябрь – октябрь 2006,
Русско-эстонская кибер-война, разгоревшаяся после скандала с перемещением монумента советскому Воину-освободителю, апрель – май 2007,
Русско-грузинская "горячая" война, апрель – октябрь 2008,
Русско-азербайджанская кибер-война, август 2008,
Вторая русско-украинская газовая война, январь 2009,
Полномасштабная антиамериканская информационная война, 2006-2009".
"Войны разных типов" – весьма расплывчатая фраза без какого-либо точного определения, отчего в руках Илларионова это может означать всё, что угодно, а чаще – абсолютно ничего. Например, эти загадочные "газовые войны" означали лишь простую корректировку Россией цен на нефть и газ в соответствии с требованиями рынка. С момента вхождения Украины в СССР Кремль оказывал ей помощь, как, впрочем, и другим союзным республикам, спонсируя покупку нефти и газа. С падением коммунизма и приходом на территорию бывшего СССР капитализма русские наконец захотели покончить с субсидированием и сэкономить деньги – вот это Илларионов, который работает в главном мозговом центре "свободного рынка" (Институте Катона) и называет "газовой войной". Хм, какие ещё чудеса нас ожидают?
А в чём же было дело с этой "Русско-грузинской винной и минеральной войной" в марте-апреле 2006? Ну как же, это когда Россия – в ответ на множество грузинских провокаций – запретила импорт грузинского вина и минеральной воды. Это, возможно, и не мудро с точки зрения экономической, но неужели это на самом деле тянет на "войну"? Означает ли это, что США объявили войну Китаю, увеличив таможенные пошлины на сделанные в Китае игрушки? Неужели мы находимся в самом разгаре Американо-китайской игрушечной войны 2009 года, а сами даже об этом понятия не имеем? Не пора ли очнуться?
Я также вижу, что, помимо знаменитой "русско-эстонской кибер-войны войны" в апреле-мае 2007, имеется ещё и "русско-азербайджанская кибер-война война", которая, говорят, разгорелась в августе 2008. Реальность же этих "кибер-войн" весьма сомнительна, поскольку "жертвы" так и не сумели доказать, что источником атак было российское правительство. Как и значительная часть военной пропаганды, всё это похоже на абсолютную фальшивку. То, что Илларионов приводит эти примеры в качестве доказательства русского вероломства, кажется просто смешным.
Ничего удивительного, что, несмотря на широко известные опровержения, Илларионов продолжает утверждать, что это Россия вторглась в Грузию в прошлом году, а не наоборот. Он просто игнорирует сообщения, доказывающие, что Россия лишь отвечала на грузинскую агрессию.
Илларионов скатывается до абсурда, отмечая, что тема слушаний называется "От противостояния к сотрудничеству: укрепление российско-американских отношений" и затем выступает с демагогической речью, достойной самого отъявленного поджигателя войны. Вот его слова, грамматика и лексика сохранены:
"Политика провозглашённого "сотрудничества", "движения от противостояния к сотрудничеству", "налаживания отношений" с текущей российской администрацией имеет совершенно предсказуемые последствия. Такую политику администрации США даже нельзя назвать "уступкой". Это даже не "политика умиротворения", прекрасно нам всем известная по другому мюнхенскому соглашению, в 1938. Это "капитуляция". Полная, абсолютна и безоговорочная капитуляция перед режимом офицеров тайной полиции, чекистов и бандитов современной России. И потому это карт-бланш российскому чекистскому режиму вернуться к старым играм на постсоветском пространстве и за его пределами.
Само название подобной политики США по отношению к России было выбрано не мной, а позаимствовано из названия этого слушания, и это название – сотрудничество. Поэтому тех, кто будет проводить её в жизнь, можно смело называть коллаборационистами**".
"Россия", – утверждает сотрудник Институт Катона Илларионов перед комитетом Конгресса, "готовится к войне, и мы должны последовать её примеру". Конечно же, это полная чушь, причём опасная чушь, такая же, как и илларионовская "антиамериканская информационная война 2006-2009". Путин, как и большинство сотрудников Института Катона, активно отговаривал США от иракской войны и предупреждал, что, развязывая захватнические войны, США оттолкнёт от себя дружественно настроенные страны – между прочим, ещё одна любимая тема Института Катона.
Россия, хотя и обладает ядерным оружием, не имеет ни достаточно ресурсов, ни желания ввязываться в настоящую войну с США и их союзниками. Единственным доказательством обратного, которое приводит Илларионов, является этот его обширный список "кибер-войн" и "газовых войн", якобы развязанных Кремлём – мифическая "агрессия", существующая только в воспалённом воображении озлобленного Илларионова. Суровая реальность заключается в том, что он из кожи вон лезет, чтобы втянуть нас в самую настоящую войну с русскими, и всё на основании своих смехотворных теорий заговора об "уникальном" зле, которое олицетворяет российское государство.
В тот самый момент, когда Россия и США стоят на распутье и могут пойти по любой из дорог – к новой Холодной войне или в новую эру взаимопонимания, – позволить этому сумасшедшему выступать перед комитетом Конгресса, вроде бы представляющем либеральные интересы, кажется мне настоящим преступлением. Институт Катона должен сгорать от стыда из-за того, что наговорил этот дубоголовый от его имени.
Россия удивительно быстро сумела подняться на ноги после коммунистического кошмара. И это настоящее чудо, что страна сумела уцелеть во время правления Ельцина, когда весь русский народ был ограблен "бывшими" коммунистическими аппаратчиками, которые захватили контроль над природными богатствами России в результате серии спекулятивных "приватизаций". Демократия в России – явление новое, и потому либерализм всё ещё является идеологией меньшинства, а не большинства. Старые традиции весьма живучи, особенно в странах, имеющих такую же несчастную и трагичную историю, как Россия. Учитывая всё это, просто удивительно, что в России уже есть относительно свободные и открытые выборы. А ведь ещё относительно недавно в сталинских лагерях сидели миллионы людей. И вот теперь Илларионов мечтает о том, чтобы США объявили войну Кремлю ради освобождения каких-то подозрительных 80 "политзаключённых". Это похоже на шутку, но почему-то никто не смеётся. Должен сказать, что это очень серьёзная тема, и меня очень тревожит то, что Конгресс позволяет себе выслушивать бредни столь очевидно несерьёзного человека.