Власть - сборище аферистов, вредителей и идиотов

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 29.12.2004, Фото: "Коммерсант"
Илларионов разошелся. С курсом Владимира Путина

Анна Николаева, Светлана Иванова

Советник президента Андрей Илларионов бросил вызов своему начальнику. Переход главного актива “ЮКОСа”, “Юганскнефтегаза”, под крышу государственной “Роснефти” он — в отличие от Владимира Путина, которому сделка понравилась, — назвал “аферой года” и при этом сравнил “Газпром” и “Роснефть” с “наперсточниками”. Чиновники и эксперты считают, что эти высказывания могут дорого обойтись кремлевскому диссиденту.

76,8% акций “Юганскнефтегаза” было продано 19 декабря на аукционе тверскому ООО “Байкалфинансгрупп” за $9,35 млрд. А четыре дня спустя “Роснефть” объявила о покупке БФГ. Правительство планирует обменять 100% “Роснефти” на акции “Газпрома”, принадлежащие его “дочкам”.

Илларионов вчера подвел итоги года на традиционной пресс-конференции. “Главный результат года”, по его мнению, неутешителен: в России окончательно сменилась модель экономического и общественного развития. Разворот произошел во всех сферах — экономике, внутренней и внешней политике. Государство и чиновники стали некомпетентно вмешиваться в экономику, организовав “не только избиение лучших компаний”, к которым Илларионов относит “ВымпелКом” и “ЮКОС”, но и “ярких профессионалов” — например, совладельца “ЮКОСа” Михаила Ходорковского. Смена курса, уверен Илларионов, делает задачу удвоения ВВП невыполнимой ни за 8, ни за 10 лет.

Самые язвительные слова советник приберег для госкомпаний, близких к Кремлю. “В этом году в номинации “Афера года” победила продажа “Юганскнефтегаза” мистической […] компании “Байкалфинансгрупп” (БФГ), — цитирует Илларионова “Интерфакс”. К “афере” он отнес и продажу БФГ “Роснефти”, и операцию по слиянию “Роснефти” с “Газпромом”. “До этого видели такую игру среди наперсточников, а сейчас — среди госкомпаний”, — заявил Илларионов. А “загадкой года” он назвал вопрос о том, где покупатели “Юганскнефтегаза” возьмут деньги на оплату приобретения. Впрочем, ответ он нашел самостоятельно: “Эти деньги лежат в бюджете”.

На прошлой неделе Путин публично похвалил приобретение “Роснефтью” “Юганскнефтегаза” как “абсолютно легальное” и “рыночное”. “Вся афера демонстрирует, что ни одно из официальных или полуофициальных объяснений по делу "ЮКОСа" несостоятельно”, — возразил вчера работодателю Илларионов, став первым федеральным чиновником, который открыто раскритиковал эту сделку.

Илларионов не впервые выступает с диссидентскими высказываниями. После ареста Ходорковского в октябре 2003 г. он заявил, что “эскалация ситуации может привести к чудовищным последствиям для страны”. Два месяца спустя на экономическом форуме в Давосе он предупредил, что от преследований в России не застрахован ни один крупный бизнесмен, а в недавнем интервью Financial Times сказал, что в России воцарилась “атмосфера страха”.

Представители “Роснефти” и “Газпрома” вчера отказались комментировать слова Илларионова. А кремлевских сослуживцев его поведение озадачило. “Это его личная точка зрения, — рассуждает чиновник администрации президента. — У нас уже был один такой, который перечил президенту по делу "ЮКОСа", и где он теперь?” Михаил Касьянов, тоже протестовавший против ареста Ходорковского, в феврале был отправлен в отставку. “Президент — юрист, а Илларионов — экономист, думаю, что юристы лучше разбираются в том, что такое афера”, — отшутился другой кремлевский чиновник.

Илларионов выражает “общее беспокойство” либеральной части правительства, говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий: “Он понимает, что не может повлиять на силовиков, но за удвоение ВВП спросят “либеральное крыло”, а не Генпрокуратуру. “Во многих компаниях проводятся налоговые проверки задним числом, царит неопределенность по поводу пересмотра итогов приватизации, капитализация фондового рынка снижается”, — мрачно констатирует председатель наблюдательного совета ИГ “Ренессанс Капитал” Александр Шохин.

Ситуация не изменится, пока у власти стоит Путин, убежден научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. “А если он назначит своего преемника [на выборах в 2008 г.], ситуацию может изменить только революция, — говорит Ясин. — Но с таким покорным народом, как у нас, вряд ли стоит ожидать украинского сценария”. Илларионов вчера дал понять, что доволен итогом президентских выборов на Украине, на которых победил лидер оппозиции Виктор Ющенко, и поздравил украинский народ, который “помог не только себе, но и нам”.