Итоги губернаторства в Нижнем Новгороде
Характеристика руководства областью

В 1996 году в издании под редакцией академика РАН Татьяны Заславской было опубликовано мнение главного специалиста Госудастрственного комитета по делам федерации и национальностей РФ Ольги Сенатовой. О.Сенатова охарактеризовала сформировавшийся при губернаторстве Немцова режим как авторитарный. По утверждению О.Сенатовой, в условиях отсутствия контроля со стороны федерального центра (с 1991 по 1994 годы он совмещал посты главы администрации и представителя президента РФ по области), Немцов установил тотальный контроль над СМИ, что препятствовало деятельности оппозиции и способствовало формированию абсолютно управляемого законодательного органа власти — более 60 %, как утверждает Сенатова , его составляли функционеры исполнительной власти всех уровней. По мнению О.Сенатовой, «вытеснение структур и лиц из местной политики привело к неадекватно большому числу нижегородцев в федеральных списках партий и движений» — вытесненные из местной политики персоналии «рвались» на федеральный уровень. Немцову покровительствовал федеральный центр, немало способствовавший притоку инвестиций в область. По утверждению О.Сенатовой, Немцов оказывал покровительство ряду коммерческих фирм (фирме «Ароко», банку «Нижегородский банкирский дом» Бориса Бревнова и др.), в то же время осложняя деятельность чужих или независимых мелких компаний. По мнению О.Сенатовой, сочетание достаточно эффективной внутренней политики с работой «пропагандистской машины» обеспечило Немцову высокую популярность у населения.

Ольга Сенатова не раскрывает свой тезис о «пропагандистской машине», и не найдено ни одного иного источника, который бы этот тезис поддерживал, равно как не удалось найти ни одного иного источника, который также утверждал бы о «тотальном контроле над СМИ» со стороны Немцова.

Президент Нижегородского исследовательского фонда Сергей Борисов в своем исследовании «Актуальный политический режим в Нижегородской области: Становление в 1990-е годы» называет одним из «наиболее закономерных последствий авторитаризации политического режима» складывание вокруг Немцова к концу 1993 года «неформального альянса отдельных представителей наиболее влиятельных, элитогенных корпораций»: исполнительной и законодательной ветвей власти, местных «силовиков», предпринимателей и руководителей средств массовой информации.

Борисов отметил следующие черты, характерные для режима регионального авторитаризма:


  • «доминирование исполнительной власти над представительной на всех уровнях»;
  • «преобладание принципа корпоративизма в кодексе поведения субъектов политических отношений»;
  • «допущение властью усиления иных центров экономического и политического влияния в строго контролируемых ею пределах»;
  • «прямой или косвенный контроль над региональными СМИ, прежде всего электронными»;
  • «устойчивый контракт с центральной властью, включающий в себя формальные и неформальные гарантии взаимной лояльности»;
  • «широкое использование популистского инструментария в отношениях с населением».

Как писал Борисов, «в самом наборе указанных черт режима регионального авторитаризма Нижегородский регион не стал исключением». По мнению Борисова, в Нижегородской области реализовалась либерально-популистская версия такого режима.

Альтернативные полюса политического влияния за пределами правящей иерархии не пресекались администрацией губернатора Немцова, однако же их возможное усиление находилось под пристальным вниманием и ограничивалось, как писал Сергей Борисов, с помощью самых разнообразных средств. Деятельность представительных органов власти также оттеснялась администрацией губернатора от эпицентра политического процесса.

При этом, как пишет Борисов, политическая оппозиция не воспринималась губернатором, как нечто непременно враждебное, и была окружена «атмосферой определённой толерантности». Политические конкуренты губернатора вытеснялись на периферию общественной жизни не путём аппаратного давления, а методами публичной политики.

Кандидат исторических наук Николай Распопов писал, что «„режим Б. Немцова” характеризовался многими экспертами как близкий к авторитарному ».

Сотрудник института социологии РАН Александр Прудник писал, что события после января 1994 года в истории Нижегородской области «представляют собой технологию интуитивной отработки новых элементов управляемой демократии». По мнению Прудника, Немцов «перекрыл путь в желаемое будущее многим талантливым нижегородцам — как новой генерации политиков, так и новой генерации предпринимателей».

В сборнике научных трудов Московского общественного научного фонда говорилось, что «стиль политического лидерства Немцова можно охарактеризовать как интуитивный, импровизационный и умеренно авторитарный».

Положение СМИ

В исследовании Сергея Борисова говорится, что в период губернаторства Бориса Немцова в Нижегородской области происходило бурное развитие средств массовой информации. Количество городских и областных газет удвоилось, «огромные перемены» произошли в телеэфире — к началу 1997 года в Нижнем Новгороде работало уже семь телекомпаний на шести местных каналах. Исследователь подчеркивает, что в период губернаторства Немцова в регионе отсутствовали какие-либо рецидивы (или суррогаты) цензуры, говорит о «беспрецедентной открытости администрации области», например, журналисты имели свободный доступ на еженедельные оперативные совещания администрации губернатора, полностью отсутствовала процедура аккредитации.

Корреспондент «Русской службы Би-би-си» Данила Гальперович называл Нижегородскую область «журналистским раем»:

Город непуганых журналистов — так в середине 1990-х называли Нижний Новгород за ту вольницу, которая была дарована местным акулам пера и телекамеры нижегородским губернатором Борисом Немцовым.


Гальперович в своей статье приводит слова главного редактора ежедневной газеты «Нижегородский рабочий» Татьяны Постниковой, которая сравнивает обстановку в 90-х с положением дел в 2003 году:

«Немцов — он и сам был хорошим ньюсмейкером , и был очень открыт для прессы. Поэтому с ним было интересно работать. Сейчас мы работаем с чиновниками, которые не хотят быть ни прозрачными, ни открытыми. Зато очень хотят, чтобы из хвалили, и для этого придумывают всякие пресс-конференции, пресс-релизы, но не более того»

Главный редактор «АиФ-НН» Наталия Лисицына утверждает:

… На днях разговаривала с коллегой из Украины и завидовала белой завистью — там сейчас действительно свободные СМИ. Ситуация примерно такая же, как была в России в 90-х годах. Особенно — в Нижнем Новгороде, именовавшимся «краем непуганых журналистов».

Кстати, назвал его так вовсе не Немцов, как думают многие. Это на одной из пресс-конференций нижегородским журналистам позавидовали коллеги из Ульяновской области, в которой тогда правил «красный» губернатор. Они поразились тому, что в Нижнем пресс-служба не собирает заранее вопросы к пресс-конференциям, а СМИ могут запросто и без ущерба критиковать хоть мэра, хоть депутатов, хоть главу области.

Наталия Лисицына «Кляп для СМИ». // АПН - Нижний Новгород

Социально-экономическое положение области

Вскоре после назначения Бориса Немова главой администрации Нижегородской области, в России начались радикальные экономические реформы, которые, по мнению ряда исследователей, привели к резкому спаду в российской экономике и значительному падению жизненного уровня населения. Экономический спад в это время наблюдался и в Нижегородской области.

Немцов считал федеральное правительство при Егоре Гайдаре некомпетентным, а проводимые им реформы оценивал как «вялотекущую шизофрению». К правительству Виктора Черномырдина Немцов также относился поначалу критически, но затем переменил своё мнение.

Если в 1991 году средний доход на душу населения в Нижегородской области составлял 90,8 % от среднероссийского уровня, то к 1996 году он опустился до 69,5 %.

Журнал «Профиль» писал, что Немцов «благодаря исключительному умению выбивать из федерального центра инвестиции» добился немалых успехов в области: было восстановлено полторы сотни церквей, построены тысячи километров дорог и более сотни мостов, газифицировано сто тысяч домов, открыт международный аэропорт, где приземлялись Маргарет Тэтчер, Джон Мэйджер и французский премьер Ален Жупе.

Профессор кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений депутат Госдумы Степан Сулакшин писал:

Показатели «успехов» Немцова в Нижегородской области таковы: количество преступников здесь больше, чем в среднем по стране; количество больных больше, чем в среднем по стране; уровень жизни в 1,5 раза ниже, чем в целом по России; смертность населения на уровне первых военных лет; (…) остановлена практически промышленность области, стоит Чкаловская судоверфь, остановлен Сормовский завод

Доктор исторических наук Рой Медведев писал:

В 1995 году Немцов победил на губернаторских выборах с большим отрывом от других претендентов. О нём писали тогда как о восходящей звезде российской политики, а о Нижнем Новгороде как о «столице российских реформ». Один из международных экономических журналов включил Немцова в список «200 мировых лидеров будущего столетия». Однако реальные успехи области были несопоставимы с размахом пропагандистской кампании. Начинаний здесь было много, но они не доводились до конца, и область не стала витриной либеральных реформ. Знаменитая Нижегородская ярмарка демонстрировала убогость и упадок сельского хозяйства. Спад производства по многим отраслям был в области даже большим, чем в целом по федерации. Существенно упал в области уровень жизни. То обстоятельство, что экономика Нижегородчины не обрушилась ещё сильнее, местные наблюдатели связывали не с деятельностью Немцова, а с работой вице-губернатора Ивана Склярова, который отвечал за хозяйство.

По итогам периода губернаторства Немцова с 1991 по 1996 год количество зарегистрированных преступлений в Нижегородской области снизилось и стало ниже среднего показателя по стране.

В последующее десятилетие после отставки Немцова с поста губернатора, смертность в Нижегородской области возросла на 15-25 %%, и начиная с 1999 года по текущий момент этот показатель ни разу не опускался к уровню 1991—1996 годов.

На графиках приведены показатели количества зарегистрированных преступлений и уровень смертности в Нижегородской области и в целом по России за периоды 1991—1996 (губернатор Нижегородской области — Б.Немцов, президент России — Б.Ельцин) и 2001—2005 (губернатор Нижегородской области — Г.Ходырев, президент России — В.Путин)




Уровень смертности в Российской Федерации и Нижегородской области
1991—1996 (Ельцин/Немцов) и 2001—2005 (Путин/Ходырев)





Число преступлений в Российской Федерации и Нижегородской области
1991—1996 (Ельцин/Немцов) и 2001—2005 (Путин/Ходырев)
.