Странновато, но не для Патриарха Всея Руси. У Русского Православия - свои границы, свое разделение людей. Для Кирилла и православный француз, и настоятель русского храма в Тайланде из местных крещеных тайцев (давеча по "Вестям" показывали) - равно относятся к Русскому Православию. "Несть ни эллина, ни иудея, ни варвара", если помните...
Кирилл не зря еще в бытность свою митрополитом созывал Русский Собор не только из "этнических великороссов", но из всех (причем не только православных, что интересно, и даже не только христиан), кому дороги русская культура и русские идеи. Субцивилизация Руси, если хотите.
Посему - в этом смысле "русский многонациональный" звучит вполне нормально. Не "российский", заметим (смотрим обе новости - и касаемо Украины, и касаемо праздника), а именно "русский". Не как "великоросский", а как относящийся ко всей Русской Цивилизации, отдельной, особой и самобытной мировой культуре.
Ну вот к какому миру отнести, к примеру, российских чувашей? Или крещеных татар? Они не теряют свою национальность, свой язык, историю и т.п. - но при этом вне "русского мира" себя не мыслят и не хотят видеть. Каким в этом случае получается такой мир?![]()
В том-то и дело, что у Кирилла вполне правильный подход: вместо "чистоты крови", языка и т.п. обращать внимание на общность идей, на отношение к ЕДИНОЙ идее. В его случае, что вполне понятно - это Русское Православие (вера, заметим, общая и для "великороссов", и для большинства предков нынешних украинцев). Но вполне возможно (при желании) найти и сформулировать Русскую Идею, "русский цивилизационный проект" - общий и для всех трех ветвей потомков русичей/россичей/русинов и т.д., и для остальных народов, попавших и остающихся в "зоне влияния" субцивилизации/цивилизации/культуры Руси в ее историческом развитии. Причем первую идею для этого проекта Кирилл на Русском Соборе уже выдвинул...